Абстракция и кубизм: наука

Автор: 28 августа 2014 в 10:27 в рубрике

Научное значение искусства; однажды мы уже подняли эту тему. Тогда мы затронули наиболее практические аспекты и фактически сосредоточились на перечислении научных придумок и изобретений, которые когда-либо сделали художники или люди, связанные в искусством. Сегодня вкратце речь пойдет о более отвлеченных категориях.

Абстракционизм

Мы не претендуем на статус эксперта в области разновидностей искусств и жанров живописи, однако зачастую понятие "абстракция" понимается не совсем правильно. В "быту", похоже, принято обозначать абстракцией все непонятное и непривычное, написанное на холсте и вставленное в раму. Вместе с тем абстракция - это латинское слово, обозначающее отвлечение. Абстракция распространяется на живопись как отвлечение от второстепенных и не существенных признаков предмета. Абстрактная живопись - это визуальное выявление и обобщение наиболее существенных особенностей изображаемого предмета, или группы предметов. Кроме того, абстрактная живопись способна дать иное видение предмета или явления, потому что концепция абстрактного искусства исходит из обобщения.

Абстрактная живопись существует самая различная:

Желто-красно-синее. Василий Кандинский, 1925Желто-красно-синее. Василий Кандинский, 1925.

Голгофа. Марк Шагал, 1912Голгофа. Марк Шагал, 1912.

Что самое интересное, в отличие от абстракции научной, абстракцию художественную, а тем более живописную, можно увидеть, ощупать и сфотографировать.

Кубизм

Теория кубизма на самом деле глубже, чем кажется с первого взгляда, и она может быть крайне полезной в искусстве декоративно-прикладном. Теория кубизма исходит не из представления о действительности, а из того, что художник в этой действительности уловил. Кубисты сократили живописное пространство до двухмерной плоскости, устранив тем самым иллюзионизм и представляя объекты в виде геометрических тел. Кубизм отрицает основы Западной живописи, заложенные в эпоху Возрождения. Он свободно сочленяет плоскости и сопоставляет различные виды одного и того же объекта в одной плоскости, утверждая картину как самодостаточную сущность, независимую от внешнего мира.

Портрет доктора Тэо Марино. Альберт Глейзес, 1912Портрет доктора Тэо Марино. Альберт Глейзес, 1912.

Портрет Пикассо, Хуан Грис, 1912Портрет Пикассо, Хуан Грис, 1912.

Кубизм не был бы нам интересен, если бы не стоящий за ним природный феномен. Мы уже упоминали в некоторых наших статьях об исследованиях орнаментов народов мира на архетипические моменты, наиболее интересный из которых динамическая симметрия.

Динамическая симметрия, или циркулярный ритм, впервые описывается итальянским математиком Фибоначчи (1170–1250) на основе наблюдений за ростом растений. Современный математик Джей Хембидж (его книга "Элементы динамической симметрии" была впервые опубликована в 1920 г.) наглядно подтвердил, что все искусства Древнего Мира основывались на геометрических законах и закрепляли принципы динамической симметрии. Хембидж, анализируя геометрические соотношения классической греческой вазы, утверждает, что она является естественным воплощением динамической симметрии.

Ирма Рихтер (историк, искусствовед, 1876-1956), проанализировав произведения искусства начиная с 15-го века до н.э., обнаруживает в них те же самые законы динамической симметрии. Особенное внимание Ирма уделяет керамическим объектам, сделанных посредством гончарного круга. Она улавливает связь формы объектов с тем, как происходит рост растений.

Симметрия: статьи по теме

Буржуйский абстракционизм

Сторонники туманной философии буржуйского абстракционизма, которые вечно пребывая в абстракциях, считают ниже своего достоинства делать анатомически верные рисунки, изучать человеческое тело.

Интересно, что не только общество, но и искусство вытекают из исторической закономерности. Появление некоторых жанров, форм изобразительного искусства отнюдь и носит случайного характера и не совершается по капризу. Возникновение новых форм визуального искусства происходит в силу исторической необходимости.

Тэг: Живопись
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...