Революционные Русские: часть первая

Автор: 27 января 2014 в 11:53 в рубрике

Первая треть двадцатого века для России - эпоха радикальных течений в современной музыке, политике и культуре, в частности, в изобразительном искусстве, дизайне, фотографии и кино. Строительство нового общества в Советском Союзе стало самоцелью для культурных революционеров, например, для талантливых пропагандистов Густава Клутсиса и Валентины Кулагиной, в то время как Яков Чернихов изобретал яркие фантастические архитектурные образы, повинуясь тенденциям модных течений футуризма. Эксперимент и изобретательность среди российских модернистов считались художественными ценностями первостепенной важности. Художники обращались к технике коллажа, изготовляли пятиугольные книги, придумывали заумные языки. Коллаж, как правило, создавался из текстурированной или цветной бумаги или ткани и применялся преимущественно с целью нарушения нормальной иллюзии пространственно-объемной композиции. Возможности казались безграничными.

"Конкретная" поэзия, по мнению русских модернистов, предполагает формирование стихотворного слога как минимум в визуальном виде. Давид Бурлюк, увлекаясь стихотворной визуализацией, применяет типографику собственной разработки, играя на размерах отдельных букв, необычных интервалах и жирных шрифтах. Нередко встречаются самиздатовские публикации, где стихотворение строится в виде абстрактной конструкции и выглядит как головоломка, написанная заумным языком. Характерная особенность подобного самиздата - абсолютная нечитаемость.

Казимир Малевич. Дом на реконструкции. 1915-16Казимир Малевич. "Дом на реконструкции". 1915-16.

Первый русский бунт 1905 года явился ответной реакцией на провал имперских амбиций царского режима вследствие войны с Японией и потерей флота при Цусимском сражении. Более всего от произошедших экономических изменений вследствие поражения России пострадали рабочие и крестьяне, в то время как аристократия по-прежнему вела праздную жизнь в роскоши. Рабочие и крестьяне присоединились к интеллигенции 9 января на мирной демонстрации у Зимнего Дворца, которая превратилась в кровавое месиво: правительственные войска открыли огонь по толпе, убив и ранив более тысячи человек.

Произошедшие события отразились в традиции лубка и несанкционированных памфлетах в сотнях жестко критических иллюстрированных газетах, опубликованных в период временного ослабления цензуры между 1905 и 1907 годами. Иллюстрации содержали душераздирающие образы жертв царя и его трех сподвижников - дворянство, армию, церковь. "Кровавое воскресенье" изменило отношение к царю, как к Отцу Народа: Николай Второй виделся теперь как угнетатель. Это нашло отражение в иллюстрациях, устраивающих "показательный разнос" репрессивным мерам правительства, но, что самое удивительное, в них в полой мере проявилась ненависть художников и иллюстраторов к сословию священников. Среди радикальных образов был сюжет с распятой на кресте женщиной, что необычно для культуры чопорного уклада, где показная нагота запрещалась, за исключением произведений высокого искусства.

Владимир Маяковский, Эль Лисицкий. Два голоса.Владимир Маяковский, Эль Лисицкий. "Два голоса". Фотолитография, летерпресс.

По образу и подобию итальянских футуристов и немецких экспрессионистов русские модернистские художники пишут манифесты, группируются и перегруппируются, создают кружки и враждуют друг с другом, но при этом неизменно пытаются шокировать буржуазию. В 1912 году Давид и Владимир Бурлюк, поэты Владимир Маяковский, Алексей Крученых и Велимир Хлебников, опубликовали книгу очерков и стихов под общим названием "Пощечина общественному вкусу". Это был "призыв к оружию" против утонченной слащавости современного русского стиля (читай китча). Авторы продемонстрировали свое презрение не только в названии книги, но и во внешнем виде издания: книга была покрыта мешковиной, плебейским материалом, который прямо утверждал, что искусство - дело всего народа, а не только высшего сословия.

Василий Кандинский, живший тогда в Германии, способствовал движению "пощечины". В Мюнхене в том же году Кандинский опубликовал сборник собственной прозы, стихов и гравюр в книге, которую он назвал Das Klange ("Звуки"). Иллюстрации Кандинского полностью основываются на его вере, что визуальный язык является аналогом музыки - абстрактный, гармоничный, не нуждающийся в прямых аналогиях с естественным миром. Кандинский полагал, что цвета и формы - эквиваленты звуков. Художник экспериментировал, изобретая собственное видение формотворчества, посредством абстракции, вызывая ответную реакцию у зрителя. Переход Кандинского от образного искусства к абстрактному впервые можно увидеть на иллюстрациях к "Звукам".

В этом же 1912 году свои первые книги издают Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Партнеры по жизни и в искусстве, Гончарова и Ларионов делали литографические иллюстрации для рукописных книг стихов Крученых и Хлебникова. Ларионов разрабатывает собственный жанр абстракции, названный им "лучизмом". Его рисунки для стихов Крученых представляют собой всплески линий, лучей предполагающих свет и движение, аналогично итальянским художникам-футуристам.

Михаил Ларионов. Старинная любовь. Литография, 1912Михаил Ларионов. "Старинная любовь". Литография, 1912

В годы, предшествовавшие началу войны в августе 1914 года, вся Европа была охвачена волной модернизма. В России быстро развивается промышленность в угоду либеральному среднему классу. В угоду этому же классу художники Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов создают совершенно уникальные литографские книги (самиздат) с иллюстрациями в стиле русского футуризма. По одной литографии на каждой странице, иллюстрации сопровождались тем или иным стихом радикального толка, которые специально предназначались именно для массового распространения среди широкой публики радикальных художественных идей. После большевистской революции эта тенденция стала государственной политикой, которая сначала критиковала, а затем полностью подавляла индивидуальное творчество. После первоначальной эйфории от образования Советского Союза некоторые приоритеты в искусстве кардинально изменились. Искусство теперь должно было служить народу, а, значит, масляная живопись объявляется индивидуалистичной, и, следовательно, буржуазной.

Всплеск патриотизма по поводу Первой Мировой войны стал опорой для многих весьма необычных творений, наподобие альбома Гончаровой "Мистические образы войны 1914 года". Здесь символы государства - белый российский орел, английский лев и галльский петух - соседствуют с образами смерти и разрушения; бледный конь; град обреченный; братская могила. Ангелы и самолеты придают старой мифологии иное измерение: вера в духов заменяется верой в технологию - новая религия. Малевич использовал шутливый стиль лубка при создании кровожадных плакатов, призывающих к защите Родины стихами Владимира Маяковского.

Казимир Малевич. Лубок.Казимир Малевич. Вверху: "Шел австриец в Радзивилы, да попал на бабьи вилы". Внизу: "Ну и треск-же, ну и гром-же был от немцев подле Ломжи". Литография, 1915

В 1915 году чувство патриотизма проходит и заменяется сомнением и разочарованием. Изначально, казалось бы, благая цель превратилась в бессмысленные массовые жертвы среди рядовых солдат и гражданского населения. Кровавая бойня на передовой и неумелое военное командование привело к либеральной февральской революции 1917 года. Неспособность правительства Керенского положить конец войне вызвало большевистскую революцию в октябре и победе Ленинской Коммунистической партии.

В первые бурные дни революции многие художники с энтузиазмом включились в борьбу, особенно после токо, как западные державы, в том числе Великобритания, Франция, США и Канада, вмешались в Гражданскую войну, чтобы поддержать Белую Армию. Оружие, которое избрали художники для борьбы, - графика: листовки, плакат. Некоторые художники, например Александр Родченко, Варвара Степанова, Владимир Татлин и Густав Клуцис, всерьез предпринимали попытки модернизации России через визуальное искусство, хотя им противостояла радикальная эстетика под эгидой Наркомпроса (Народный Комиссариат Просвещения, позже Министерство культуры).

Продолжение читайте в статье "Революционные Русские: часть вторая".

Дополнительно статья "Дизайн обложек российских сатирических журналов первых годов 20 века".

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...