Декоративно-прикладное искусство славян раннефеодального периода

Автор: 26 мая 2010 в 10:23 в рубрике

Переходя к характеристике находок позднейшего периода 11-12 веков, мы сталкиваемся с совершенно иным обликом украшений, резко отличающим новые типы их от украшений предшествующего периода. Это - более высокая ступень развития декоративного искусства. Прежде всего, обращает на себя внимание их легкость. Даже крупные украшения делаются полыми, из тонких серебряных или золотых пластин, спаиваемых вместе. Это новшество объяснимо. Дружинник раннего периода стремился иметь по возможности все свои сокровища, добытые обменом или грабежом в походах, всегда при себе, т.е., на себе, в виде обилия массивных литых украшений, оправы оружия, сбруи коня. В значительной степени эта тенденция удерживается в раннем периоде феодализации. С установлением феодального строя отношение к накоплению ценностей меняется. Основное богатство феодала - земля, закабаляемые крестьяне, поместье. В поместье феодал хранит накопленные им посредством торговли и грабежами сокровища. Ценность личного украшения по содержащемуся в нем металлу теряет прежнее значение. На его место выступает стремление сделать украшение средством демонстрации социальной значимости носящего его лица, средством всенародного показа знатности, благородства, носимого ранга, места, занимаемого в обществе.

Привилегированные представители нового господствующего класса строили новое государство, новую религию, новую феодальную культуру. Потому стремлению к демонстрации социальной значимости прекрасно отвечала разработанная византийским феодализмом система украшений и знаков социального отличия. Византийская система быстро перенимается и перерабатывается на свой лад русскими феодалами, получая широкое распространение на всей территории феодальной России.

Бляхи оплечья с рисунком креста черньюОписание медальонов

Круглые серебряные бляхи владимирского кладаКруглые серебряные бляхи владимирского клада

К украшениям, демонстрирующим социальную значимость, относятся большие оплечья, состоящие из нескольких больших крупных плоских блях и бусин, помещавшихся по одной-две между ними. Оплечья, несмотря на громоздкость, сравнительно легки по весу, ибо состоят из тонких золотых или серебряных блях и полых бусин.

Оплечья встречаются двух разных видов. Более редки золотые оплечья тонкой работы, с эмалевыми изображениями, украшающими центральный медальон и сложными сканными узорами по ободку бляхи. Аналогичны, видимо, этим оплечьям по социальному значению и золотые цепи из круглых полых бляшек с эмалевыми изображениями, какие известны по киевским кладам. Аналогична им плоская шейная золотая гривна каменнобродского клада (1903), по форме как бы дающая переходный тип от собственно гривны к оплечью. Серебряные оплечья известны по ряду раскопок в различных местностях, например, суздальское оплечье Уварова, старо-рязанский, спасско-болгарский, новгородский клады. По типу они оказываются везде совершенно одинаковыми и, видимо, были широко распространенными нагрудными украшениями феодальной знати этого периода. Сравнивая серебряные оплечья с золотыми киевскими или старо-рязанским, можно заметить, что хотя они происходят от них, но подражают им далеко не полностью. Изображения святых, воспроизводимые теперь резцом и в черни, удерживаются, и то не всегда, только на некоторых, обычно немногих, медальонах; святых здесь заменяют узоры так называемого "процветшего креста" или просто растительные орнаменты.

Другим заимствованным из византийских феодальных уборов украшением, были колты. Колты утонченного убора византийской феодальной знати - это крупные сережные подвески из золота, полые внутри, куда помещался клочок смоченной духами ваты или тонкой тряпочки, душившей волосы при покачивании колта от ходьбы. Оригинальный характер украшения еще сохраняют многие киевские золотые колты с эмалями 11-12 веков. Но он, видимо, почти полностью исчезает в серебряных колтах, поскольку верхнее отверстие в выемке колта обычно запаивалось при выделке. Такие серебряные колты известны и по кладам 12 века южной киевской группы, но преимущественно они более характерны среднерусской группе кладов. Прекрасные образцы их дали старо-рязанский и териховский клад Орловской губернии.

Серебряные сережные подвески колтыСеребряные сережные подвески колты

Украшения из серебра териховского и новгородского кладовУкрашения из серебра териховского и новгородского кладов

Иное, видимо восточное, происхождение имеет распространенное на всей территории раннефеодальной Руси украшение - большая сережная подвеска в виде звезды. В южном киево-черниговском районе звездчатый тип серьги имеет несколько вариантов. Небольшие золотые серьги звездчатого типа были открыты в 1846 г. в Киеве у Десятинной церкви и ныне находятся в коллекциях Оружейной Палаты. Другой вариант аналогичных малых серег, но серебряных и заполненных на лучах зернью, содержал киевский клад, также найденный возле Десятинной церкви в усадьбе Лескова. Третий вариант дали каменнобродские находки (1903) двух крупных серебряных подвесок звездчатого типа, но иные по выделке, чем распространенные в среднерусской группе кладов. Крупные звездчатые подвески из серебра, точно воспроизводящие золотые подвески из находок 1846 г., найдены были в киевском кладе 1903 г. (усадьба Михайловского монастыря).

Сделанный перечень показывает (далеко не полностью) разнообразие вариантов сережных подвесок этого типа в Киеве, обладавшем высокоразвитым художественным ремеслом. В среднерусском районе тип звездчатой подвески, при всем его широком распространении, сравнительно однообразен по установленным размерам и характеру производства. Это большая шестиконечная, реже семи- и восьмиконечная, звезда, полая внутри, с гладкими шариками на концах лучей, сплошь усыпанных зернью, с конусообразным выступом, также кончающимся шариком, на лицевой стороне. Таковы сережные подвески териховского (иллюстрации ниже), владимирских и старо-рязанского клада.

Аналогичный факт известного упрощения и стабилизации типа украшения среднерусского района, по сравнению с богатством вариантов и техники киевских мастерских раннего периода, может быть прослежен и по другим примерам. Характерной чертой украшений данного периода 11-12 веков, по сравнению его с предшествующим этапом 10 века, выступает не встречавшееся ранее обилие женских украшений. Этот факт, несомненно, связан с изменением роли женщины в обществе и семье верхов феодального общества, со сложением, видимо, уже теперь в основных чертах того положения женщины, которое она будет занимать и на протяжении всего дальнейшего развития этого общества. Среди женских украшений киевские клады показывают богатство типов различных серег, из которых в среднерусском районе распространен, кроме колта и звездчатой подвески, еще один общераспространенный тип серьги с тремя полыми глухими бусинами, насаженными на стержень.

украшения старо-рязанский кладаУкрашения старо-рязанский клада

украшения спасско-болгарского кладаУкрашения спасско-болгарского клада

Серебряные колты Териховского кладаСеребряные колты Териховского клада

Серебряные украшения Териховского кладаСеребряные украшения Териховского клада

Украшения териховского и новгородского кладовУкрашения териховского и новгородского кладов

Возьмем разнообразные типы женских ожерелий. В среднерусских кладах сохраняется в основном только один тип, состоящий из продолговатых штампованных серебряных колодочек. По среднерусскому району мы знаем украшения тульского и териховского кладов (рисунки выше). Наконец то же явление прослеживается и в типе серебряных аграфов, служивших застежками парадных одежд. Льговский клад Черниговской губернии дает нам тонкие по выделке образцы небольших аграфов со сложнейшей разделкой бусин сканью и зернью. В среднерусских кладах, например во владимирских, эти аграфы выступают, за единичными исключениями, в более крупной форме, более грубыми и трафаретными по выделке, чем южные образцы.

Украшения владимирского кладаУкрашения владимирского клада

Ожерелье, нашивные бляшки и круглое зеркалоРис. 1. Ожерелье, нашивные бляшки и круглое зеркало.

Таким образом, художественно-ремесленные мастерские Киева и Киевской области 10-11 веков выступают перед нами как своего рода лаборатория по выработке самых различных предметов и украшений господствующего класса нового феодального общества. Идет эта выработка на основе переработки широко распространенных местных образцов, восходящих в прототипах к украшениям предшествующего периода, на основе древней техники изготовления украшении. Но наряду с переделками широко заимствуются новые образцы и новая техника из более развитых соседних феодальных обществ, в первую очередь из Византии, а в большей мере из юго-восточных феодальных государств. Технологии переплавляется в единый и общий по характеру облик всех украшений, которые расходятся по остальным районам раннефеодальной Руси. Мотивы стабилизуются определенной типизацией, обогащаются формально, и создают то несомненное общее единство инвентаря кладов этих районов, которые дошли до нас от периода 11-13 веков.

К местным украшениям верхов феодального общества центральных районов, идущим не из киевской "лаборатории", принадлежат, по-видимому, большие подвески, бывшие принадлежностью женского головного убора. Подвески состояли из полой конусообразной верхушки, украшенной зернью, с которой спускаются семь или девять цепочек, перемежающихся крупными полыми бляшками и заканчивающихся подобными же привесками внизу.

Подвески женского головного убораРис. 2. Подвески женского головного убора

Такие подвески найдены были в старо-рязанском, тульском кладе, а также в Каневском уезде Киевской губернии, одна возле Смелы и две меньшие из села Мартыновка (рис. 2). Последние, однако, не кажутся собственно киевскими изделиями. Характером они несколько проще среднерусских образцов и сравнительно моложе (12-13 века). К таким же местным образцам украшений надо отнести и известное пока только в двух экземплярах нагрудное украшение из цепочек с круглыми полыми бляшками и привесками на концах. Привески и весь характер трактовки круглых полых бляшек, рядами расположенных на цепочках, очень близки к цепочкам вышеуказанных конусообразных подвесок. Есть ли между этими двумя видами украшений, встреченных пока порознь в разных районах, общая связь частей единого убора, сейчас сказать трудно, но представляется весьма вероятной.

Клады наиболее удаленного восточного района (два спасско-болгарских), дополняемые отдельными находками, дают разительно отличающийся от кладов остальных районов общий облик содержащихся в инвентаре украшений. Спасско-болгарский клад (1868) близок характером вещей к местным древностям варварского периода разложения доклассового общества, с другой - к рассмотренным выше памятникам раннего этапа феодализации. Клад же 1888 г., основной состав которого образуют бусины и девять блях оплечья, типичных для подобных украшений центральных районов 12-13 веков, принадлежит позднему времени. Данные медальоны оплечья наглядно свидетельствуют, что и в восточном районе распространяются общие для всего господствующего класса раннефеодального общества украшения, но здесь они объединяются уже с иными типами украшений, какими являются серьги с цепочками и бусинками и плоские браслеты с награвированными на них звериными мордами. Подобные браслеты известны и по другим отдельным находкам близ села Болгары (рис. 3).

БраслетРис. 3. Браслет

Серебряные изделия спасско-болгарского клада Древнеславянские украшения спасско-болгарского клада

Подвески с уточкамиПодвески с уточками, найденные близ Билярска Казанской губернии

В кладе 1868 г. наиболее замечательными по высоте и тонкости работы мастера являются золотые цепочки с подвесками, а главное, золотая серьга с фигуркой уточки, выложенная мелкой зернью и сканью. Цепочки и серьга видимо работы одного и того же мастера и являются частями одного женского убора. Подобные золотые серьги с уточками были находимы неоднократно и в других местах. Аналогичная пара находится в собрании Московского Исторического музея из находок в той же местности. Рисунок 5 таблицы 34 дает аналогичную серьгу, но переделанную в брошь, найденную в Пермской губернии, у Никитского завода. Известна еще одна идентичная подвеска неопределенного местонахождения в собрании Русского музея (Петербург).

Тематически связанные материалы:

Литература:

  • Опись Московской Оружейной палаты, ч. 2, стр. 157.
  • Отчет Археологической комиссии за 1903 г. стр. 184-192.
Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...