Абстрактное искусство

Автор: 26 мая 2010 в 09:11 в рубрике

Абстрактное искусство использует визуальный язык формы, цвета и линии для создания композиции, которая способна существовать независимо от визуальных ориентиров. В отличие, скажем, от искусства Возрождения, опирающегося на логику точки зрения наблюдателя и пытающегося создать иллюзию видимой реальности. Абстракция же показала альтернативные способы описания визуального опыта. К концу 19 века многие художники почувствовали необходимость в создании нового вида искусства, которое охватывало бы фундаментальные изменения, происходящие в технике, науке и философии. Источники, из которых отдельные художники черпали свои теоретические рассуждения, были разнообразны и отражали социальные и интеллектуальные заботы западной культуры в то время.

Абстрактное, беспредметное и неизобразительное искусство - несколько слабо связанных между собой терминов, выражающих одно и то же. Они похожи, но по смыслу не идентичны.

Абстрагирование в искусстве означает отход от реализма в изображении образов, отход от точного представления частичный или полный.

Абстракция в искусстве разных культур

Большая часть произведений ранних культур - значки на керамике, текстиле и прочей утвари - простые, геометрические и линейные формы, имеющие определенный символический или декоративный смысл. На данном уровне декоративная геометрия может рассматриваться как абстракция, ведь мы также можем наслаждаться образцами китайской и исламской каллиграфии, не имея возможности прочесть ее.

Бессмертный плеснул чернила, Лян Кай, Китай, 12 в."Бессмертный плеснул чернила", Лян Кай, Китай, 12 в.

В китайской живописи абстракция может прослеживаться от художника Ван Мо династии Тан, которому приписывают стиль "плеснуть чернила" (краска, наносимая брызгами). Далее чань-буддийский художник Лян Кай применял аналогичную технику, ради спонтанности принося в жертву точность. Также Ю Цзянь, адепт буддизма Таньтай создает серию картин в этом же стиле, вдохновивших впоследствии множество дзенских художников. Картины Ю Цзяня показывают мглистые горы, а очертания предметов еле заметны, крайне упрощены.

Туманные горы, Ю Цзянь, Китай"Туманные горы", Ю Цзянь, Китай

В Японии эпохи Токугава среди дзен-монахов стало популярным создавать Энсо, как правило рисовавшийся в один мазок кисти, и ставший парадигмой эстетического минимализма. Подробнее об этой разновидности буддийского искусства смотрите статью "Энсо - искусство Дзен в чистейшем смысле".

19 век

Когда поубавилось покровительство церковников, появилось больше возможностей у художников обеспечить себе средства к существованию. Появляется три арт-движения, которые способствовали развитию абстрактного искусства: романтизм, импрессионизм и экспрессионизм. Художественная независимость выдвинута не передний план.

Одним из первых предположений нового искусства можно считать "Ноктюрн в черном и золотом" Джеймса Уистлера, где больший акцент делается на визуальных ощущениях, нежели на изображении предметов.

Ноктюрн в черном и золотом, Джеймс Уистлер, 1874 г."Ноктюрн в черном и золотом", Джеймс Уистлер, 1874 г.

Экспрессионисты исследовали использование красок, искажения и преувеличения в рисунке; писали эмоционально заряженные картины, являющиеся реакцией на восприятие современного опыта, а упор делается на изображении психологического состояния бытия.

Кроме того, в конце 19 века в Восточной Европе мистицизм и ранняя модернистская религиозная философия (Блаватской) оказала огромное влияние на художников геометрической абстракции, таких как Климт и Кандинский. Мистическое учение Гурджиева и Успенского имели влияние на ранние формации геометрически-абстрактных стилей Мондриана и его коллег в начале 20 века.

20 век

Постимпрессионизм оказал огромное влияние на искусство 20 века, а в начале века привел к появлению абстракционизма. Матисс и несколько других молодых художников произвели революцию, поразив зрителя дикими красками пейзажей. Это новое явление в искусстве еще называют фовизмом.

Кубизм, хоть и зависит от предмета, но наряду с фовизмом является искусством движения. Пикассо создает первые кубистические картины по мотивам Сезанна, предполагая, что любые изображения природы могут быть сокращены до трех твердых тел: куба, шара, конуса. Чуть позже появляется аналитический кубизм, характеризующийся внедрением различных текстур, поверхностей, коллажей.

Вообще с начала 20 века культурные связи между художниками крупных европейских стран стали чрезвычайно активными. Происходило как бы перекрестное оплодотворение идеями при помощи выставок, книг, манифестов, так что многое было открыто для экспериментов и обсуждения.

Русский авангард

Многие российские художники-абстракционисты стали убежденными конструктивистами полагая, что искусство не есть что-то отдаленное, но сама жизнь. По их убеждению художник обязан стать специалистом, научиться использовать инструменты и материалы современной промышленности. Искусство в жизнь! - лозунг всех российских конструктивистов, забросивших станковую живопись и перенаправивших свою энергию на театральный дизайн и графику (Варвара Степанова, Александра Экстер).

По другую сторону абстракционизма стояли Казимир Малевич, Антон Певзнер и Наум Габо. Они утверждали, что искусство, по сути, духовная деятельность; для осознания своего места в мире не обязательно организовывать жизнь в практическом, материалистическом смысле. Революционное искусство им претило, потому они покинули Россию.

Казимир Малевич. Дом на реконструкции. 1915-16Казимир Малевич. "Дом на реконструкции". 1915-16.

Эксперименты с абстракционизмом закончились в советской России к 1921 г. и полностью прекратились к 1930, уступив место соцреализму.

Дополнительно к теме русского авангарда и послереволюционного искусства в РСФСР:

Баухауз

В основе философии педагогической программы школы Баухауза в Веймаре, основанной в 1919 г. Вальтером Гропиусом, лежало единство всех визуальных и пластических искусств от архитектуры и живописи до ткачества и витража. Эта философия выросла из идеи движения искусства и ремесел (Англия) и Веркбунда (немецкая Ассоциация ремесленников).

В 1932 г. с приходом к власти национал-социалистической рабочей партии Баухауз был закрыт. А в 1937 г. любое авангардное искусство в Германии было подвергнуто жесткой критике и высмеяно на специально сделанной для этого выставке "Дегенеративное искусство".

1930-40 гг.

С ростом тоталитаризма в 1930-х в России, Германии и ряде других стран Европы, художники обосновались частью в Париже, частью уехали в Америку. К началу 1940-х большинству художников пришлось бежать из Европы в США. На какое-то время центром абстракционизма стал Нью-Йорк, где были представлены все современные течения искусства. Богатое культурное влияние Европы дистиллировалось в местном нью-йоркском климате и разрослось бурным цветом.

21 век

С началом роста цифрового искусства открылось множество возможностей. Главными темами абстрактного искусства становятся трансценденция, созерцательность, вневременность. Искусство становится объектом. Различия между абстрактным и фигуративным искусством становятся менее определенными.

Научное объяснение

Одно социально-историческое объяснение, предложенное для растущей распространенности абстрактного искусства, связано с именем Теодора Адорно: абстракция в искусстве является ответной реакцией и отражением растущей абстракции в социальных отношениях в эпоху растущего промышленного общества.

Фредерик Джеймсон аналогичным образом рассматривает модернистскую абстракцию как функцию абстрактной силы денег: равнообменные ценности. Социально содержание абстрактного искусства - это абстрактная природа социального существованию - юридические формальности, бюрократическая имперсонализация, а в наши дни еще и информационная власть.

Для пост-юнгианцев абстрактное искусство - квантовые теории с их распадом условных представлений о форме и материи.

Тэг: Теория искусства (философия)
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...