Энсо искусство Дзен в чистейшем смысле

Автор: 30 апреля 2013 в 15:02 в рубрике

В большом материале о японской живописи Дзен мы вскользь упоминали о самостоятельном искусстве полуживописи полукаллиграфии Энсо. Настал момент уделить несколько больше внимания этому важному моменты искусства традиционной японской живописи.

Японский круг Энсо - вершина искусства Дзен в своем чистейшем смысле. Оно не было создано профессиональными художниками, но обычными людьми, идущими по пути просветления и пробуждения понимания подлинной природы ума. Энсо отражает их личные переживания и знания о реальности, но не абстрактную философскую доктрину.

Энсо - это картина круга, обычно выполняющаяся одним круговым мазком кисти. Живопись всегда сопровождается подписью, подразумевающей определенный смысл, включает дополнительные подсказки и уточнения, порой напоминающие традиционный коан. Как самостоятельное искусство, каллиграфия Энсо стала символом чистоты и силы японской эстетики. В изображении примитивного круга отражается состояние ума художника, передаются характер и процесс духовной реализации.

История японского круга началась с того, что в 1707 году молодой монах по имени Хакуин увидел деревенского мастера каллиграфии, старого мастера Дзен. Хотя собственная каллиграфия Хакуина возможно выглядела более изысканно вследствие интенсивной практики, увиденное отразилось в душе Хакуина болезненно очевидно. Хакуин понял, что его живопись не отражают внутренней реализации, а несколько лет практики потрачено впустую. Тогда Хакуин сжег свои кисти, удвоил усилия в практике Дзен и серьезно занялся каллиграфией.

Позже Хакуин описал каллиграфию старого мастера Дзен следующей фразой: "Свет добродетели - навык не важен".

Энсо ХакуинаХакуин Экаку (1685-1768)

Энсо, или Дзен-круг, является одной из наиболее привлекательных тем Дзен-искусства. Круг сам по себе представляется универсальным символом цельности и завершенности, повествует о циклическом характере бытия, а также является визуальным проявлением содержания Сутры Сердца: "форма и есть пустота, пустота и есть форма". Поэтому в картинах круга можно увидеть, что пустота и форма взаимозависимы и, по сути, определяют друг друга.

Энсо Ямада РейринЯмада Рейрин (1970)

Пожалуй, наиболее простым из приведенных здесь примеров является живопись и подпись к ней Ямада Рейрин (умер в 1970-х): "Круг подобен Вселенной!"

Энсо Ранзан СёрюРанзан Сёрю (1718-1797)

Самый ранний пример картины Энсо кисти Ранзана Сёрю приведен на иллюстрации. Подпись гласит: "Вселенная замедляется; я склоняю голову".

Энсо ТояТоя (1960)

Не все произведения созданы известными людьми. Нет никаких упоминаний о жизни человека, создавшего картину, изображенную на иллюстрации 3. Известны лишь его имя и возраст (указаны в подписи на картине): "Все мудрецы из десяти направлений нашли это! Нарисовано 76-ти летним парнем Тоя, ранее Синкутсудзи."

Энсо Канкей ДзёминКанкей Дзёмин (1876-1934)

Один из методов медитации - просто сидеть и наблюдать за своими мыслями, а затем, после исчезновения мыслей, созерцать пустоту и тишину ума. Возможно, именно это хотел сказать Канкей Дзёмин: "Пробудить сознание, не давая ему обустроиться в другом месте".

Энсо МаннеяМанней (1790-1860)

Энсо иногда представляет форму Луны, как и картина Маннея использует ее образ: "Кто может сказать, что мое сердце подобно Осенней Луне?".

Дзенские картины круга создаются как некий тип воплощения медитации в движении. Отсюда, в отличие от обыкновенных художников, стремящихся к разнообразию колористики и оригинальности композиции, художники Дзен обращаются к единственному образу снова и снова, используя один и тот же шаблон мазка кисти. Однако все круги друг от друга отличаются. Нет ни одного похожего. Их невозможно подделать.

Обезьяна ТайкюОбезьяна Тайкю (1945)

Картина Тайкю (6) изображает обезьяну, пытающуюся поймать отражение Луны в воде. В самом низу художник поместил почти микроскопический Энсо как символ Луны. Подпись гласит: "Обезьяна ищет Луну в воде, преследуя ее, не переставая, до самой смерти. Если вместо этого она погрузит в воду руку, чистый свет Луны озарит Вселенную".

Энсо НантембоНантембо (1839-1925)

Энсо чаще всего рисуются пустыми внутри. Из-за это на двух последних картинах смысл кажется еще более усиленным. Надпись в круге Нантембо: "Мы рождаемся во вращающемся круге жизни. Сердце человека должно быть наполненным".

Энсо Айсан СинкоАйсан Синко (1740-1815)

Энсо Айсан Синко содержит внутри символ сердца. Подпись: "Оставайтесь сосредоточенными здесь и сейчас, тогда ничто не сможет нарушить покой".

Искусство Дзен сочетает слова и картинки, давая созерцателю намек на глубинный смысл. Цитата из опыта просветления Омори Роси дает дополнительные подсказки о реальном значении символизма Энсо:

"В нужное время, Ты сможешь прорваться к состоянию небытия. Ты достигнешь реализации и узнаешь об этом всем своим существом, когда окажешься в центре абсолютного ничто, в центре бесконечного круга. Но чтобы пребывать в центре бесконечного круга в человеческой форме, необходимо быть самим Буддой".

В живописи суми-э круги Энсо могут быть нарисованы двумя способами: как замкнутая окружность или в виде окружности с небольшим разрывом. Замкнутая окружность являет собой завершенную целостную совокупность опыта и жизни. Разорванная окружность указывает на несовершенство всех вещей, и мы должны прекратить стремление к совершенству.

Рисование начинается с легкого надавливания в "точке неподвижности". Далее, поворачивая запястье, кисть плотно прижимается к бумаге. Нажим кисти уменьшается в форме конической точки в конце Энсо.

Рисование картин Энсо дает замечательную возможность увидеть себя в конкретный момент, проявить, сделать явными, визуализировать некоторые черты своего характера.

Тэг:
Комментарии (4)
Иван 01 июля 2013 в 10:18
Спасибо большое. Ваша статья многое прояснила для меня и вдохновила. Жду вечера, чтобы перейти к практике написания Энсо))).
Администратор 01 июля 2013 в 11:47
А я их мысленно рисую.
Виктор 29 августа 2017 в 23:19
Благодарю за информацию.Если есть дополнительная информация об этом художественном феномене,буду рад узнать.
РоликПринц 16 августа 2018 в 05:28
Нейрографика в Пути..."
Написать комментарий...