Научные технологии помогают в исследовании произведений искусства

Автор: 21 января 2014 в 09:57 в рубрике

Хотя визуальный материал данной статьи может показаться не актуальным, все же интересно иногда понаблюдать за тем, как художники преподносят информацию, скрытую в материальной структуре произведений искусства. Такие открытия способны оставаться свежими и интересными, и именно это чувство волшебного откровения является целью статьи. Чисто научные технологии, подобные рентгеновскому излучению, инфракрасной рефлектографии, ультрафиолетовой флуоресценции и микроскопии могут представляться сложными для понимания, однако эффектность их являются постоянным источником удивления и восторга.

Рентгенография

Рентгенография - медицинский диагностический метод, взятый на вооружение реставраторами музеев. Процесс предусматривает прохождение излучения высокой энергии через объекты и фиксацию сформированного рентгенографического изображения на фотопластине. Рентгенография позволяет увидеть различия в плотности материалов, которые отображаются на рентгенограмме как градаций от светлого до темного: чем выше плотность материала, тем выше его поглощающая способность, в результате чего на пленке получается более светлое изображение. Металлические элементы поглощают излучение намного интенсивнее, чем нерудные вещества. Рентгенография обеспечивает реставраторов подробной информацией о скрытой структуре произведения искусства, о творческом методе живописца (последовательные изменения слоев накладываемой краски), а в скульптуре помогает рассмотреть особенности конструкции (арматура или другие внутренние опоры внутри объемной фигуры).

Человек-сэндвич, Александра ЭкстерЧеловек-сэндвич, Александра Экстер, 1926. Акварельные коллажи на картоне, дерево, ткань, блестки, стальные гвозди, проволока.

Возьмем, к примеру, живую и красочную куклу российской художницы Александры Эстер (1926). Уникальные, полностью шарнирные куклы-марионетки были сконструированы Александрой для фильма и служили персонификациями различного вида рекламы. Эстер находилась под сильным влиянием кубизма и футуристического движения, работая в основном над декорациями и костюмами для театра и иллюстрациями для детских книг.

Художница использовала самые простые материалы: каркас выполнен из деревянных брусков, покрыт тканью и украшен тряпичными и акварельными коллажами с добавлением блесток. Рентгенограмма позволяет увидеть, как конструктивно устроена кукла внутри, множество случайных гвоздей, шурупов и проушин, выявляет массу недостатков, например то, что основным конструктивным элементом является ткань, а не деревянный каркас, и именно ткань принимает полный вес объекта, когда тот подвешен вертикально. Эта информация позволила реставраторам внести небольшие изменения в конструкцию для придания ей большей надежности при транспортировке и хранении.

Ультрафиолетовая флуоресценция

Ультрафиолетовое освещение представляет тайный флюоресцирующий мир, который не виден при обычном свете. Действие технологии основывается на том, что некоторые вещества поглощают ультрафиолет в большей или меньшей степени в широкой цветовой гамме. На живописном полотне ультрафиолет помогает определить пигменты, краски и лаки, а также наличие предыдущих реставраций, что может иметь решающее значение для реставраторов при оценке возможностей произведения искусства к восстановлению, хранению, перевозке и экспозиции. Арт-дилеры используют ультрафиолет для проверки подлинности предметов коллекции.

Оседланный конь, Китай, династия ХаньОседланный конь, Китай, династия Хань, ок. 200 в. до н.э.

Оседланный конь - это обычный предмет погребальной керамики династии Хань. До того, как фигурка обрела постоянное место жительства в хранилище музея, над ней уже производились различные действия по реставрации. Большие участки предполагаемых сколов и выбоин так искусно заделаны, что даже самому опытному глазу трудно различить восстановленное от оригинала. Под ультрафиолетом все реставрированные детали становятся очевидными: они резко высвечиваются на фоне однородной массы.

Инфракрасная рефлектография

Техника инфракрасной рефлектографии основывается на способности химических соединений на основе углерода поглощать энергию лучей инфракрасной области спектра. Изображения, сделанные карандашом или углем, лежащие под слоем краски, становятся видны. Эти подготовительные эскизы могут дать знания о технике художника.

Домашний интерьер, Эрик УилсонДеталь картины с карандашными линиями вспомогательной сетки. Домашний интерьер, Эрик Уилсон, 1935 масло, холст на фанере.

Инфракрасная рефлектография не выявила никаких признаков внесения изменений в композицию картины в процессе живописи. Тишина и покой внутреннего круга, мать и дочь, а также кошка, уютно расположившаяся на переднем плане внизу, говорят о том, что изображена одна семья, живущая в рамках одной социальной группы. Каждый нюанс в картине подтверждает четкое планирование, метод и порядок; открытая под слоем краски строгая карандашная сетка подтверждает эту точку зрения.

Микроскопия

Микроскопия является одним из наиболее часто используемых средств диагностики при лабораторной реставрации. В сочетании с новейшими аналитическими методами (поляризованный свет, реактивное окрашивание, флуоресценция и химическое тестирование), микроскопия используется для всестороннего определения структуры текстильных и бумажных волокон, красочного носителя и пигментов. Микроскопия предоставляет информацию о содержании, структуре и состоянии компонентов материалов.

Увеличение может показать, насколько хорошо пигмент связан с основой, или выявить неожиданные сложности в структуре декоративного текстиля. Реставрационные работы часто проводятся под увеличением, ведь, например, для восстановления хрупкой вышивки нередко требуются крошечные стежки, выполняемые очень тонкой нитью.

Женские тапочки китайской общины Перенакан, МалайзияЖенские тапочки китайской общины Перенакан, Малайзия, начало 20-го века.

Пара женских тапочек, которую носили члены китайской общины Перенакан в Малайзии, украшены нежным и крошечным орнаментом. Микроскопическое исследование дало возможность оценить материалы и установить методы производства. Основа тапочек - кремового цвета ткани из шелка и бархата. Вышивка выполнена гладью очень тонкой шелковой нитью.

Металлическая нить уложена очень тонкой соломкой, позолоченная медная нить обернута вокруг шелковой сердцевины. Очень тонкая медная проволока удерживает крошечные блестки, которые крепятся к бархатной основе спиральками. Масштаб и тонкости этой работы захватывает дух.

 

Тэг: Наука
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...