Роспись чемодана акриловыми красками

Автор: 21 августа 2013 в 14:49 в рубрике

Начиная работу над проектом изделия, я ставлю перед собой две задачи: открыть новые горизонты декоративной отделки и найти полезное применение последним достижениям технологий художественной росписи, заставив их работать на комфорт. Результатом этих усилий стала роспись чемодана: предмет бытового назначения, старый, простой… и начисто лишенный прямых углов.

Старый чемодан

Старый чемодан

Сконструированный на основе дерева пополам с картоном, с металлическими замками, тронутыми ржавчиной, и непритязательной черной ручкой, предмет имел необыкновенную фабричную окраску: светло-бежевая сетка по темному фону (винил). С помощью акриловой краски, оставшейся у соседей от покраски обоев, предмету придан равномерный голубоватый оттенок. Единственное, чего я не понимаю, зачем хозяйка чемодана выкрасила акрилом все металлические детали.

Инструменты

Сегодня, как вы поняли, вас ждет мастер-класс по росписи чемодана. Предмет не мой, расписан по просьбе. Поступил ко мне уже выкрашенным, то есть выбора фоновой окраски у меня не было.

Красочные материалы:

  • акрил строительный белый для интерьерных работ (фон);
  • художественные для росписи: краски акриловые декоративные "Московская палитра" (алая, индийская красная, краплак красный), глянцевая акриловая художественная краска "Decola" (розовая, зеленая), краски для нейл-арта (как оказалось, они прекрасно подходят для любых художественных работ) фирм "Lady Victory" и "Irisk hrofessional" (темно-желтая, ярко-розовый, желтый средний),
  • белила титановые отдельно.

А также:

  • кисти плоские широкие,
  • кисти тонкие круглые
  • и замедлитель высыхания.

Итак, чемодан имеет виниловую обивку снаружи и матерчатую внутри. От реставрации откажемся, внутренности оставим оригинальными. Обивку не тронем, а просто слегка протрем мелкой наждачкой, придав легкую шершавость, а затем чем-нибудь спиртосодержащим, чтобы удалить грязь.

Поверхность изделия, как уже упоминалось, сплошь выкрашена строительной акриловой краской.

Роспись чемодана

Декорацию я решила сделать простейшую. Выбор тематики пал на мотивы "тагильской розы" и, следовательно, "технику одного мазка", поскольку выполняется такая роспись очень быстро и выполнить работу можно одним днем.

Поверхности окрашенного изделия необходимо разметить. Композиционная разметка делается карандашом, намечаются все основные объемы и мелкие элементы будущей красочной декорации.

Разметка рисунка для росписи

Роспись чемодана начнем со светлых тонов: берем на кисть желтый средний с белилами, рисуем нижние лепестки роз, стараясь прописать их все сразу за один проход, чтобы к ним больше не возвращаться. На торцах чемодана принцип живописи аналогичный, потому покажем только основную поверхность.

Рисуем нижние лепестки роз

Следующий подслой лепестков прорисовываем, взяв на кисть заранее приготовленный розовый цвет и белила.

Я использую в данной работе несколько розовых красок совершенно различного оттенка. Поскольку трудно дать конкретный рецепт смешивания тех или иных красок, потому прежде, чем приступить к росписи чемодана, рекомендую опробовать колеры на чем-нибудь менее критичном. Например, этот оттенок получен смешиванием розового "Decola" с белилами. На следующем шаге применяется краплак красный, смешанный с белилами.

Рисуем нижние лепестки роз

Приготовим розовый колер несколько иного оттенка (краплак красный с белилами, как упоминалось выше), обозначим нижние слои лепестков остальных розочек.

Обозначим нижние слои лепестков розочек

Теперь обозначим следующий слой лепестков смесью розового со светлым желтым.

Обозначим нижние слои лепестков розочек

Сочетанием бордового оттенка с розовым пишем дальние лепестки бутонов. Пишем все бутоны сразу по всем сторонам чемодана.

Пишем бутоны

Сердцевины роз многослойные, поэтому каждый слой желательно индивидуально подчеркнуть. Начнем выделять внутренние части желтым с бордовым и розовым с бордовым.

Пишем сердцевины роз

Теперь прописываем ближние к сердцевине лепестки бутонов желтым с розовым.

Пишем сердцевины роз

Пишем сердцевины роз

Заканчиваем роспись тагильских роз проходом по ближайшим к зрителю краям некоторых лепестков светло розовой краской.

Заканчиваем роспись тагильских роз

Приступаем к прорисовке листьев, которые, естественно, пишем все сразу. Краски используем светло-зеленую в сочетании с красно-коричневой, причем берем эти противоположные цвета на разные концы плоской кисти и пишем за один проход. Получаются листики, похожие окраской на настоящие листочки живой розы.

В качестве красно-коричневого я использую "индийскую красную" из набора "Московская палитра".

Приступаем к прорисовке листьев

Когда листики расставлены по местам, пририсовываем тонкой кистью с красно-коричневой краской стебельки, острые кончики листочков, формируем прожилки.

Приступаем к прорисовке листьев

Роспись чемодана завершаем заполнением свободных пространств между крупными элементами композиции темно-зелеными усиками растений, чем сбалансируем рисунок, избавимся от навязчивой дробности, придадим законченный вид.

Роспись чемодана

Роспись чемодана сбоку

Роспись чемодана детали

Подробнее об орнаментации

Предполагая критику со стороны других профессионалов росписи, сразу упомяну несколько соображений, коими я руководствовалась в создании данного "шедевра".

Во-первых, готовое изделие выгладит как известный американский китч от Донны Дьюберри, во многом благодаря фоновой окраске. Но, как я уже упоминала, выбора у меня не было. Понятно, отсутствие выбора не является оправданием, однако, с другой стороны, готовое изделие теперь особенно легко продать. Прошу начинающих художников не руководствоваться принципом китча пополам с продажностью, а рассматривать мастер-класс росписи чемодана как учебное пособие по росписи вообще, но не более.

Во-вторых, в художественной росписи следует избегать дробности композиции. В чем заключается дробность? В том, что абсолютно каждый элемент стоит отдельно, не связан с близлежащими объектами общностью целого букета. Подлинная тагильская живопись также этим нередко грешит. Цветы, окруженные листьями и веточками, кажутся иногда не собранными в букет, а разложенными кучей на подносе, однако бесподобно красиво разложенными, а в сочетании с подлинным мастерством живописца изделия тагильского промысла нельзя даже и сравнивать с техникой одного мазка этой Донны Дьюберри. Потому что техника одного мазка от Донны Дьюберри основывается на подрисовывании одного объекта к другому, часто бездумному. Видимо поэтому отечественные умельцы пытаются соединить простоту техники, выдуманную Донной, с живописной техникой подлинного народного промысла. Эффект, конечно, получается синтетический, но для повторения дома своими руками техника вполне пригодна.

Как избежать дробности композиции?

Можно попробовать древнее средство, характерно для персидского, индийского и китайского орнамента, где композиция строится вокруг одного непрерывного вьющегося стебля. От главного стебля отходят не только все важные и второстепенные элементы орнамента, но и все пространственное заполнение между ними в виде мелких стебельков и усиков. Такая система орнаментации интересна тем, что построение узора можно проследить от корня стебля до самого его кончика.

Тэг: Художественная роспись
Комментарии (2)
елена 27 марта 2014 в 10:54
спасибо, красиво, интересно, затягивает
Максим 14 апреля 2014 в 18:11
Восхитительная роспись! Что-то мне подсказывает, что это не первая ваша работа! Было бы замечательно увидеть сам процесс росписи в видеоуроке.
Написать комментарий...