Роспись чемодана акриловыми красками
Начиная работу над проектом изделия, я ставлю перед собой две задачи: открыть новые горизонты декоративной отделки и найти полезное применение последним достижениям технологий художественной росписи, заставив их работать на комфорт. Результатом этих усилий стала роспись чемодана: предмет бытового назначения, старый, простой… и начисто лишенный прямых углов.
Сконструированный на основе дерева пополам с картоном, с металлическими замками, тронутыми ржавчиной, и непритязательной черной ручкой, предмет имел необыкновенную фабричную окраску: светло-бежевая сетка по темному фону (винил). С помощью акриловой краски, оставшейся у соседей от покраски обоев, предмету придан равномерный голубоватый оттенок. Единственное, чего я не понимаю, зачем хозяйка чемодана выкрасила акрилом все металлические детали.
Инструменты
Сегодня, как вы поняли, вас ждет мастер-класс по росписи чемодана. Предмет не мой, расписан по просьбе. Поступил ко мне уже выкрашенным, то есть выбора фоновой окраски у меня не было.
Красочные материалы:
- акрил строительный белый для интерьерных работ (фон);
- художественные для росписи: краски акриловые декоративные "Московская палитра" (алая, индийская красная, краплак красный), глянцевая акриловая художественная краска "Decola" (розовая, зеленая), краски для нейл-арта (как оказалось, они прекрасно подходят для любых художественных работ) фирм "Lady Victory" и "Irisk hrofessional" (темно-желтая, ярко-розовый, желтый средний),
- белила титановые отдельно.
А также:
- кисти плоские широкие,
- кисти тонкие круглые
- и замедлитель высыхания.
Итак, чемодан имеет виниловую обивку снаружи и матерчатую внутри. От реставрации откажемся, внутренности оставим оригинальными. Обивку не тронем, а просто слегка протрем мелкой наждачкой, придав легкую шершавость, а затем чем-нибудь спиртосодержащим, чтобы удалить грязь.
Поверхность изделия, как уже упоминалось, сплошь выкрашена строительной акриловой краской.
Роспись чемодана
Декорацию я решила сделать простейшую. Выбор тематики пал на мотивы "тагильской розы" и, следовательно, "технику одного мазка", поскольку выполняется такая роспись очень быстро и выполнить работу можно одним днем.
Поверхности окрашенного изделия необходимо разметить. Композиционная разметка делается карандашом, намечаются все основные объемы и мелкие элементы будущей красочной декорации.
Роспись чемодана начнем со светлых тонов: берем на кисть желтый средний с белилами, рисуем нижние лепестки роз, стараясь прописать их все сразу за один проход, чтобы к ним больше не возвращаться. На торцах чемодана принцип живописи аналогичный, потому покажем только основную поверхность.
Следующий подслой лепестков прорисовываем, взяв на кисть заранее приготовленный розовый цвет и белила.
Я использую в данной работе несколько розовых красок совершенно различного оттенка. Поскольку трудно дать конкретный рецепт смешивания тех или иных красок, потому прежде, чем приступить к росписи чемодана, рекомендую опробовать колеры на чем-нибудь менее критичном. Например, этот оттенок получен смешиванием розового "Decola" с белилами. На следующем шаге применяется краплак красный, смешанный с белилами.
Приготовим розовый колер несколько иного оттенка (краплак красный с белилами, как упоминалось выше), обозначим нижние слои лепестков остальных розочек.
Теперь обозначим следующий слой лепестков смесью розового со светлым желтым.
Сочетанием бордового оттенка с розовым пишем дальние лепестки бутонов. Пишем все бутоны сразу по всем сторонам чемодана.
Сердцевины роз многослойные, поэтому каждый слой желательно индивидуально подчеркнуть. Начнем выделять внутренние части желтым с бордовым и розовым с бордовым.
Теперь прописываем ближние к сердцевине лепестки бутонов желтым с розовым.
Заканчиваем роспись тагильских роз проходом по ближайшим к зрителю краям некоторых лепестков светло розовой краской.
Приступаем к прорисовке листьев, которые, естественно, пишем все сразу. Краски используем светло-зеленую в сочетании с красно-коричневой, причем берем эти противоположные цвета на разные концы плоской кисти и пишем за один проход. Получаются листики, похожие окраской на настоящие листочки живой розы.
В качестве красно-коричневого я использую "индийскую красную" из набора "Московская палитра".
Когда листики расставлены по местам, пририсовываем тонкой кистью с красно-коричневой краской стебельки, острые кончики листочков, формируем прожилки.
Роспись чемодана завершаем заполнением свободных пространств между крупными элементами композиции темно-зелеными усиками растений, чем сбалансируем рисунок, избавимся от навязчивой дробности, придадим законченный вид.
Подробнее об орнаментации
Предполагая критику со стороны других профессионалов росписи, сразу упомяну несколько соображений, коими я руководствовалась в создании данного "шедевра".
Во-первых, готовое изделие выгладит как известный американский китч от Донны Дьюберри, во многом благодаря фоновой окраске. Но, как я уже упоминала, выбора у меня не было. Понятно, отсутствие выбора не является оправданием, однако, с другой стороны, готовое изделие теперь особенно легко продать. Прошу начинающих художников не руководствоваться принципом китча пополам с продажностью, а рассматривать мастер-класс росписи чемодана как учебное пособие по росписи вообще, но не более.
Во-вторых, в художественной росписи следует избегать дробности композиции. В чем заключается дробность? В том, что абсолютно каждый элемент стоит отдельно, не связан с близлежащими объектами общностью целого букета. Подлинная тагильская живопись также этим нередко грешит. Цветы, окруженные листьями и веточками, кажутся иногда не собранными в букет, а разложенными кучей на подносе, однако бесподобно красиво разложенными, а в сочетании с подлинным мастерством живописца изделия тагильского промысла нельзя даже и сравнивать с техникой одного мазка этой Донны Дьюберри. Потому что техника одного мазка от Донны Дьюберри основывается на подрисовывании одного объекта к другому, часто бездумному. Видимо поэтому отечественные умельцы пытаются соединить простоту техники, выдуманную Донной, с живописной техникой подлинного народного промысла. Эффект, конечно, получается синтетический, но для повторения дома своими руками техника вполне пригодна.
Как избежать дробности композиции?
Можно попробовать древнее средство, характерно для персидского, индийского и китайского орнамента, где композиция строится вокруг одного непрерывного вьющегося стебля. От главного стебля отходят не только все важные и второстепенные элементы орнамента, но и все пространственное заполнение между ними в виде мелких стебельков и усиков. Такая система орнаментации интересна тем, что построение узора можно проследить от корня стебля до самого его кончика.