Что такое русский авангард

Автор: 17 декабря 2017 в 10:08 в рубрике

Русский авангард - крупная и влиятельная волна современного искусства с 1890 по 1930 гг. Термин охватывает множество отдельных, но неразрывно связанных, причем не только визуального искусства. Русский авангард достиг своего пика в период между 1917 и 1932 годами, пока авангардистские идеи не столкнулись с новой государственной тенденцией социалистического реализма.

Что такое авангард?

Французское понятие avant-garde относится в первую очередь к военному делу и переводится как передовой отряд - линия солдат, идущих впереди в бою. Соответственно эти солдаты первыми встречают противника, находятся в самом рискованном положении, и, как правило, первыми погибают. Применительно к искусству авангард - категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений 1-й половины 20 в. В России его впервые употребил (в негативно-ироническом смысле) А. Бенуа для характеристики ряда участников выставки "Союза русских художников" (1910).

Казимир Малевич. Дом на реконструкции. 1915-16Казимир Малевич. "Дом на реконструкции". 1915-16.

Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. В 20 в., однако, понятие авангарда приобрело значение термина для обозначения мощного феномена художественной культуры, охватившего практически все ее более-менее значимые явления, имеющие, несмотря на пестроту и разнообразие, много общего. Авангард — это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом последнего столетия.

Теперь, имея в виду "передовой отряд", мы могли бы попытаться вычленить характеристики, присущие авангардному художнику.

Авангардный художник

Первым определил художника как социального провидца, объединившегося в элитный триумвират с учеными и промышленниками, французский философ Анри Сен-Симон (1760-1825). Художнику отводилась роль представлять будущее общества, и уже затем ученые, а за ними промышленники, должны воплощать идеи на практике. Такой тип авангарда называется героическим, потому что рассматривается как осуществление положительной силы, помогающей обществу развиваться. Художник в этом случае является своего рода героем, миссионером.

Однако в середине 19 века многие художники стали отказываться от возложенной на них роли, предпочитая самоизоляцию, чем пытались защитить искусство от возможной коррупции со стороны общественности. Этот, второй тип авангарда определяется как пуризм - преувеличенное стремление к чистоте художественного языка, стремление к изгнанию из него любых посторонних элементов.

Третий, последний, наиболее важный и значимый авангард, называется радикальным. Период радикального авангарда оказался самым длительным, с 1909 года (публикация Футуристического манифеста Маринетти) по, примерно, 1972 год (Гай Деорт распустил Ситуационный Интернационал).

Радикальный авангард

Ключевым моментам радикального авангарда стало возрождение общественно политических амбиций. Художник-авангардист должен был сочетать искусство с повседневной жизнью, идти за искусством, рисковать искусством, равно как и жизнью. Как на настоящей войне, мужественно, агрессивно, бесстрашно сражаться со старой культурой, приветствовать все новшества, идеи, стили, машины. Идеологически и политически участвовать в строительстве нового общества.

В Советском Союзе радикальный авангард особенно процветал во второй декаде 20 века. После революции радикальный авангард сильно политизировался, сосредоточился на строительстве коммунистического общества. Но художники, подобно пуристам, были лишь формальными экспериментаторами, но уже не потому, что стояли за чистое искусство, а потому, что единственной задачей искусства ставили слом старых идей и правил, а взамен нахождение новых путей мышления.

Живопись для художника-авангардиста связывалась со старыми порядками - академизмом, царизмом. Кино, фотография, плакат (тиражная графика) - промышленное производство, воспроизводство, прогресс.

Особое внимание уделялось коллажам и монтажу как новому методу создания скрытых значений. Книга Эйзенштейна "Общая теория монтажа" стала своего рода "библией", объясняя моменты использования монтажа в кино, фотографии, графике, живописи.

Плодами этого пышного культурного периодами стали произведения искусства огромной ценности, до сих пор восхищающие оригинальностью и визуально-эмоциональной силой.

С приходом к власти Сталина все изменилось.

Сталинский период

Отношения между искусством и властью никогда простыми не были. С одной стороны, власть всегда использовала искусство для наиболее выгодного представления себя как для общества внутри страны, так и за рубежом. Искусство для власти является идеальным инструментом обучения, информирования, внедрения государственной идеологии и системы ценностей. С другой стороны, художнику, даже полностью лояльному власти, требуется достаточная степень свободы для создания настоящего произведения искусства, однако при диктатуре исчезает даже маленькая толика свободы.

Фактически власть в Советском Союзе руководила искусством, однако государственная концепция советского искусства сложилась относительно поздно, в 1934 году, с доктриной социалистического реализма, официально объявленной на первом Всероссийском съезде советских писателей. Отныне беспредметное искусство объявлено едва понятным широким массам, и вместо формализма и абстракции художники должны воспроизводить действительность, искусство должно быть реалистичным. Популистский стиль отныне стал предпочтительным.

Валентина КулагинаВалентина Кулагина. Постер "Kunstausstellung der Sowjetunion" ("Художественная выставка Советского Союза"). Литография, 1930

Однако даже после объявления государственной концепции было не совсем ясно, как доктрина социалистического реализма должна применяться к различным искусствам. В живописи и скульптуре предпочтение отдавалось ультрареалистической Ассоциации художников революционной России. Но в фотографии, где объективность и так является характеристикой этого вида искусства, трудно точно определить стиль, которому следовало придерживаться фотографам. В результате на фотографов посыпались обвинения в формализме, в предпочтении формы в ущерб содержанию.

Что получилось в итоге? Получилось искусство, колеблющееся между областью эстетической философии и пропагандой. Но в период становления молодого советского государства так было нужно, потому что требовалось сохранить единство страны перед политически изменениями в Европе, особенно перед национал-социалистическим движением в Германии, открыто агрессивным, антикоммунистическим и антисоветским.

Работы советских художников довоенного периода хороши, многие даже очень хороши. Однако большинство работ являются плодами высочайшего технического уровня, многолетнего опыта, а не художественного вдохновения.

P.S.

Такова была эпоха. Почти одновременно возникли и стали процветать несколько диктатур. Немецкое довоенное общество аналогичным образом обрабатывалось национал-социалистической пропагандой. В Италии мы можем увидеть параллель с правым течением итальянских футуристов. Фактически правые итальянские художники видели в фашизме силу, которая могла реализовать идею нового. Странность только в том, что итальянцы поддержали партию, воплощающую в некотором смысле все худшее из буржуазных ценностей, которые они презирали.

Тэг: Советское искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...