Неваляшка с сюжетом по мотивам советской архитектуры
Впервые в истории делаем неваляшку не с росписью, а с карандашным рисунком, причем рисунок лишь частично художественный, а по факту больше напоминает перспективное черчение.
Полностью отсутствует характерный для росписи неваляшек "человеческий фактор", т.е. роспись не представляет человеческую фигуру, которую все привыкли видеть на точеных деревянных изделиях типа матрешек и неваляшек.
Памятник русской авангардной мысли
Представленное законченное изделие - своеобразный памятник памятникам советской архитектуры города Москвы, коих уместилось на поверхности неваляшки всего четыре. Опишем по порядку.
Фасад Дома Моссельпрома - памятник русского конструктивизма и авангарда. Башня Татлина, Памятник 3-го Коммунистического интернационала, так и не построенная, но являющаяся примером самого авангардного авангардизма (иначе не скажешь). Шуховская башня - по хрестоматийному определению "гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки", а по факту гениальный пример самонапряженной конструкции, то есть конструкции, поддерживающей саму себя. Крымский (висячий) мост - образец инженерной мысли сталинской эпохи. Итого: все четыре памятника периода с 1912 по 1938 годы.
По замыслу заказчика концепция "росписи" неваляшки должна быть до предела конструктивистской, представляющей собой более "лохматый" эскиз, набросок, чем роспись или рисунок. Акцент на отдельных конструкциях и фоне. Мы полностью отошли от пространства и перспективы, представили крупным планом четыре сооружения, вырвав их из контекста окружающего пространства, расположив в ряд на разной стадии приближения. На готовой неваляшке вышло так, что одновременно можно видеть лишь одно сооружение.
Внизу на полусферическом дне изображен авангардный узор по мотивам текстильных разработок Варвары Степановой - русской художницы, представительницы русского авангардизма первой половины 20-го века.
Технологический и философский аспект "росписи" неваляшки
Фоном всей композиции служит естественный тон и цвет лакированного массива липы. Природный цвет дерева полностью решил вопрос колористики и единообразия.
Рисунок выполнен карандашами 2М и 5М. Специальная подготовка поверхности под карандашный рисунок, кроме тщательной шлифовки и удаления ворса не производилась. В процессе рисования кончики карандашей приходилось держать всегда заостренными, то есть снова затачивать после проведения каждой линии. Это было неизбежно, поскольку изображения получались очень мелкие, а потому вычерчивать их нужно было тонко.
Рассуждая "старосоветским" языком, описывая публикуемое сегодня произведение искусства росписи. Искусство всегда есть отражение общественного бытия, экономического и политического строя. Если употребить термины советского времени, то в классовом обществе искусство является классовым. То есть художник по определение не свободен, никогда не был свободен, если не жил отшельником в пещере, где расписывал стены мамонтами. Художник по определению не свободен и всегда выражает и защищает интересы того или иного класса. Ведь искусство в первую очередь является зеркалом общественной жизни, чем, как ни парадоксально, оказывает активное воздействие на развитие общественной жизни. Это все непосредственно относится и к образцам архитектуры, нашедших воплощение в "росписи" неваляшки карандашами.