Роспись неваляшки в духе Лентулова
Роспись неваляшки выполнена на заказ по мотивам полотен Аристарха Васильевича Лентулова - одного из основоположников Русского авангарда. В росписи сплелись воедино несколько произведений одновременно, и это не копия картин, не подражание Лентулову, но авторское прочтение визуального ряда работ художника авангардиста, названия которых, впрочем, упоминать не стану.
Картины Лентулова имеют оригинальный стиль, скопировать который можно, но в нашем случае бессмысленно, поскольку практически нереально адаптировать технику масла на холсте к акварели по дереву. Единственное, что можно было сделать в нашем случае, поиграть цветами в манере, приближенной к лентуловской, применяя открытые краски, чистые цвета, кладя их нарочито небрежно, экспрессивно. Таким образом, роспись неваляшки стала для нас творческим экспериментом: вроде бы обычный городской пейзаж, но исполненный не в классической и не реалистической манере.
Сомнения в выполнимости заказа на роспись столь необычной неваляшки отсутствовали. Контуры задачи предельно ясно очерчены - как минимум цветовыми решениями попробовать приблизиться к оригинальному источнику. Но... пришлось сломать пару шаблонов. Первый шаблон связан с формой заготовки, явно предполагающей фигуру, персонаж; второй шаблон связан с техникой росписи, плавно перетекающей в полноценную живопись. Для живописи по объемной поверхности неваляшки применялась исключительно акварельная техника, естественный оттенок дерева использовался как средний тон. Единственной не акварельной краской в работе служили темперные белила.
Часть идей росписи неваляшки появлялись уже в процессе работы. Например, сделать булыжную мостовую в виде радиально расходящихся кругов. Оставалось решить, как декорировать дно. Первым предложением стало продолжить мостовую, но нарисовать там человечков-антиподов. То есть если неваляшку перевернуть, то антиподы будут стоять на земле, а если неваляшка будет нормально стоять, то антиподы получатся вниз головой. Вроде как два мира. В итоге дно расписано как псевдорама с завитушками, причем случайно получилось сделать так, что роспись переливается гранулами позолоты, а мазки золотом смотрятся как оторванные от фона, из-за чего узор выглядит как призрачный. Как ни пытались, сфотографировать этот эффект - не получилось.
И вот уже подлинный сюрреализм - "жидкий" городской пейзаж наподобие капли вытекает из картинной рамы, только вверх, а не вниз.
Для неваляшек, как, впрочем, для росписи в целом, публикуемый сегодня "экспонат" странен. Не правда ли? А если я скажу, что сущность росписи заключается в одновременном и беспрерывном созидании и разрушении, ассимиляции и дезассимиляции? На самом деле сущность росписи, как и искусства в целом, состоит в извлечении из окружающей среды идей и их ассимиляции. Идеи изменяются, рекомбинируются в ходе естественного мыслительного процесса. Как только "оборот" идей в сознании прекращается, с этого момента художник свое существование прекращает. Художник прекращает - не человек.
"Мы рассматриваем мир как хаос и упорядочиваем его посредством кисти" ©.