Экзотицизм в декоративном европейском искусстве 19 века

Автор: 11 января 2018 в 09:26 в рубрике

Европейский интерес к не западному искусству впервые был простимулирован торговлей с Востоком в 16-17 вв. К 19 в. с появлением железных дорог и пароходов земли, которые были мало известны Западу, стали доступны для исследования. По мере выхода за пределы ранее установленных маршрутов путешествий, которые европейцы могли себе позволить, зарубежный опыт стал влиять на вкусы в их быту. Помимо путешествий, влияние оказывал массовый имперский контроль Англии над землями Китая, Индии, Африки и части островов в Тихом Океан. К середине 19 в. незападные формы и орнаментальные мотивы проникли в словарь европейского декоративного искусства.

Экзотика в декоративном искусстве и внутреннем убранстве была преимущественно связана с фантазиями о роскоши и "варварском великолепии", как говорил английский исследователь сэр Ричард Бертон (1821-1890). Искусство Востока считалось причудливым и незамутненным промышленным капитализмом. В то время как английские критики жаловались на отсутствие целостности и плохой дизайн утилитарных товаров, производившихся на европейских фабриках, они возвышали искусство доиндустриальных наций и высоко ценили его за высшие примеры хорошего дизайна и вкуса. Из-за своей чистоты индийский стиль и японская гравюра считались эстетически превосходящими европейские товары, которые по большей части были нацелены на коммерческую новизну. По иронии судьбы, введение незападных мотивов в европейский дизайн-словарь оказалось столь же новым и стало альтернативным исторически сложившимся проектом, связанным с некоторыми художественными направлениями 19 в.

Мало того, что незападные общества считались незапятнанными промышленностью и капитализмом, они так же воспринимались как морально превосходящие и более набожные. Оуэн Джонс (1809-1874), описывая индийские предметы, говорил о них как об образцах хорошего дизайна: "произведения людей, которые по-прежнему верны своему искусству и своей религии, привычкам и образу мышления... каждый орнамент возникает спокойно и естественно на предмете, украшенном и вдохновленном каким-то истинным чувством". Однако Джонс в своих произведениях, вместо того, чтобы оценивать незападное искусство, анализирует его только на основе стилистических достоинств, отбрасывая весь культурный контекст.

Увлечение экзотическими стилями подпитывалось многими международными выставками. Публикации об археологических находках и коллекциях также питали страсть людей 19 в. к экзотике. Например, египетский стиль, популяризированный после кампании Наполеона в Египте в 1798 году, был популярен на протяжении всего 19 в., чему способствовала публикация "Vivant Denon’s Voyage dans la Basse et la Haute Egypte" (1802) и коллекция домашней мебели Томаса Хоупа. "Нравы и обычаи древних египтян" Джона Гарднера Уилкинсона (1837), иллюстрированная изображениями домашней мебели, найденной в Фивах, продолжала влиять на стиль стульев и другую мебель, выполненную художниками-дизайнерами в 1880-х годах.

Керамика 19 века

Слева: ваза с крышкой, Уильям Де Морган, Великобритания, 1888-98. Справа: бутылка, Кристофер Дрессер, Великобритания, 1862.

Незападный дизайн повлиял на орнамент, формы, материалы и методы. Источником вдохновения стала сложность геометрического дизайна, особенно связанного с исламским декоративным искусством и архитектурой. Мотивы и блеск глазури турецкой керамики повлияли на английскую, французскую и венгерскую керамику, а североафриканская архитектура и материалы вдохновили итальянского дизайнера Карло Бугатти (1855-1940). Персидское декоративное искусство было источником вдохновения при изготовлении эмалированных ювелирных украшений французской фирмы Falize.

Шкатулка эмалированная с позолотой

Шкатулка эмалированная с позолотой, Люсьен Фализ, Франция, 1875

Эта шкатулка, изготовленная прославленной парижской фирмой Falize, украшена персидскими мотивами. Крышка с золотой окантовкой украшена огурцеобразными кулисами на матовом грунте и обрамлена бисером, напоминая французскую традицию 18 в.

На протяжении всего 19 в. искусство Китая и Японии было неисчерпаемым источником вдохновения дизайнерских идей. Псевдокитайский декоративный стиль, популяризованный еще в 1730-х годах, продолжился и в 19 столетии. К 1880-му году европейцы, например австрийский химик А. Бюнцли и французский гончар Джозеф-Теодоре, производили керамическую глазурь, окрашенную металлическими оксидами, имитируя китайскую глазурь.

После открытия Японии для торговли с Западом в 1854 году влияние японского искусства оказалось чуть ли не доминирующим, было у всех на устах. Простота японских ремесел, искусства и строительства нашла отклик у многих художников, дизайнеров и архитекторов Европы, а абстрактный и асимметричный подход японского дизайна сильно повлиял на эстетическое движение. Мотивы японской гравюры появились на фарфоровых изделиях.

К концу 19 в. экзотика сама по себе стала массовым товаром; экзотические мотивы использовались для продажи всего, от сигарет, до конфет. Однако экзотика продолжала влиять и на внешний вид декоративного искусства, поскольку органично сливалась к новейшим авангардным стилем, известным как модерн, ар-нуво.

Тэг: Декоративно-прикладное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...