Японизмы в европейском искусстве 19 века

Автор: 11 января 2018 в 09:16 в рубрике

Когда японские порты вновь открылись для торговли с Западом в 1853 году, приливная волна иностранного импорта затопила европейские берега. На гребне этой волны были гравюры мастеров школы укио-э, трансформировав искусство импрессионистов и постимпрессионистов, доказав, что простые, житейские, повседневные темы "изменчивого мира" могут быть представлены привлекательно декоративно.

Первая официальная выставка японских искусств и ремесел состоялась в 1867 году на Всемирной ярмарке, где Япония заняла целый павильон, хотя неофициально предметы Японского искусства давно продавались в Англии и Франции.

Говорят, что Джеймс Макнейл Уистлер обнаружил японские гравюры в китайской чайной близ Лондонского моста, и что Клод Моне впервые наткнулся на них в магазине специй в Голландии, где гравюры японских художников использовали как оберточную бумагу. А Джеймс Тиссо с его другом Эдгаром Дега стали первыми коллекционерами японского искусства во Франции. Кроме того, их живописная манера подверглась мощному воздействию "экзотических вещей". В отличие от Тиссо и многих других, которые явно попали под японское влияние, Дега избегал изображать модели, одетые в кимоно, и характерные для укио-э детали. Вместо этого он впитал в свое творчество такие качества японской эстетики, которые считал наиболее симпатичными: удлиненные живописные форматы, асимметричные композиции, воздушную перспективу, пустые пространства, декоративные мотивы. В этом Дега удвоил свою оригинальность.

Американская художница Мэри Кассат не раз заявляла, что ненавидит обычное искусство. В японских гравюрах она нашла новый подход к визуальному описанию жизни обычных женщин. Весной 1890 года, посетив большую выставку укио-э гравюр École des Beaux-Arts в Париже, она выпустила серию из десяти цветных гравюр, открыто восхищаясь композициями и техническими новинками.

Материнская ласка, Мэри Кассат

Материнская ласка, Мэри Кассат, 1890-91

Эксперименты европейских художников с широким спектром новых живописных приемов и методов совпало с ростом популярности японской гравюры на дереве в 90-х годах 19 века. Тулуз-Лотрек перенял преувеличенные цвета, характерные контуры, выражения лиц с японских гравюр, изображавших актеров кабуки, чтобы создавать свои привлекательные плакаты. Между тем Пьер Боннар и Эдуард Вьюяр, называвшие себя "пророками" нового стиля искусства, использовали японское искусство только для вдохновения. И только Поль Гоген, который обращался к народному искусству многих культур, смог избежать японского влияния и лишь адаптировал часть методов японской гравюры к абстрактному выражению в своей живописи.

Угол улицы, Пьер Боннар

Угол улицы, Пьер Боннар, 1897

На самом деле японские гравюры укио-э, которыми так восхищались французские художники, было возвращением того же самого европейского искусства в измененной форме. Дело в том, что введение иностранных идей в эпоху Эдо в Японии (1600-1868) дало японским художникам новые способы увидеть мир. В популярной форме искусства укио-э, изображение изменчивого мира, влияние западных методов реалистического представления, таких как перспектива и использование светотени, привело к расслоению традиционных и внедренных форм визуального языка. Результирующая сложность способов выражения особенно характерна для эксцентричных конструкций экстравагантной окраски ландшафтов художников Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ. Их творчество можно даже рассматривать как искажение западных живописных методов, рационализированных восточным умом, или как восточную эстетику, скрещенную с западным методом, устойчивую по своей духовной связи с природой. В сущности, как и восхищение европейцев восточным искусством, пейзажи японских художников были частью революционного переосмысления эстетических принципов при помощи иностранных влияний.

Из серии 53 станции Токайдо

Утагава Хиросигэ, из серии ста остановок по дороге Токайдо

Получается, что европейцы и японцы восхищались и копировали друг друга. Странные композиции, сложные взгляды, яркие цветовые сочетания и образы современной жизни дали импрессионистам новый художественный словарь. Ландшафтные же гравюры Хокусая и Хиросигэ навеяны импрессионистами; в импрессионизме японцам виделось воплощение восточной эстетики.

Произведения укио-э, не связанные с традициями, способствовали индивидуальному художественному выражению. Свобода рисовать в погоне за уникальным стилем привела к синтезу искусства Востока и Запада в работах Хокусая и Хиросигэ. Когда их гравюры появились в Европе, западные художники были поражены творческими возможностями, которые предлагают "изображения изменчивого мира". Однако роль японского искусства в процессе развития импрессионизма была в значительной степени забыта.

Тэг: Европейское искусство 19 века
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...