Японизмы в европейском искусстве 19 века
Когда японские порты вновь открылись для торговли с Западом в 1853 году, приливная волна иностранного импорта затопила европейские берега. На гребне этой волны были гравюры мастеров школы укио-э, трансформировав искусство импрессионистов и постимпрессионистов, доказав, что простые, житейские, повседневные темы "изменчивого мира" могут быть представлены привлекательно декоративно.
Первая официальная выставка японских искусств и ремесел состоялась в 1867 году на Всемирной ярмарке, где Япония заняла целый павильон, хотя неофициально предметы Японского искусства давно продавались в Англии и Франции.
Говорят, что Джеймс Макнейл Уистлер обнаружил японские гравюры в китайской чайной близ Лондонского моста, и что Клод Моне впервые наткнулся на них в магазине специй в Голландии, где гравюры японских художников использовали как оберточную бумагу. А Джеймс Тиссо с его другом Эдгаром Дега стали первыми коллекционерами японского искусства во Франции. Кроме того, их живописная манера подверглась мощному воздействию "экзотических вещей". В отличие от Тиссо и многих других, которые явно попали под японское влияние, Дега избегал изображать модели, одетые в кимоно, и характерные для укио-э детали. Вместо этого он впитал в свое творчество такие качества японской эстетики, которые считал наиболее симпатичными: удлиненные живописные форматы, асимметричные композиции, воздушную перспективу, пустые пространства, декоративные мотивы. В этом Дега удвоил свою оригинальность.
Американская художница Мэри Кассат не раз заявляла, что ненавидит обычное искусство. В японских гравюрах она нашла новый подход к визуальному описанию жизни обычных женщин. Весной 1890 года, посетив большую выставку укио-э гравюр École des Beaux-Arts в Париже, она выпустила серию из десяти цветных гравюр, открыто восхищаясь композициями и техническими новинками.
Материнская ласка, Мэри Кассат, 1890-91
Эксперименты европейских художников с широким спектром новых живописных приемов и методов совпало с ростом популярности японской гравюры на дереве в 90-х годах 19 века. Тулуз-Лотрек перенял преувеличенные цвета, характерные контуры, выражения лиц с японских гравюр, изображавших актеров кабуки, чтобы создавать свои привлекательные плакаты. Между тем Пьер Боннар и Эдуард Вьюяр, называвшие себя "пророками" нового стиля искусства, использовали японское искусство только для вдохновения. И только Поль Гоген, который обращался к народному искусству многих культур, смог избежать японского влияния и лишь адаптировал часть методов японской гравюры к абстрактному выражению в своей живописи.
Угол улицы, Пьер Боннар, 1897
На самом деле японские гравюры укио-э, которыми так восхищались французские художники, было возвращением того же самого европейского искусства в измененной форме. Дело в том, что введение иностранных идей в эпоху Эдо в Японии (1600-1868) дало японским художникам новые способы увидеть мир. В популярной форме искусства укио-э, изображение изменчивого мира, влияние западных методов реалистического представления, таких как перспектива и использование светотени, привело к расслоению традиционных и внедренных форм визуального языка. Результирующая сложность способов выражения особенно характерна для эксцентричных конструкций экстравагантной окраски ландшафтов художников Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ. Их творчество можно даже рассматривать как искажение западных живописных методов, рационализированных восточным умом, или как восточную эстетику, скрещенную с западным методом, устойчивую по своей духовной связи с природой. В сущности, как и восхищение европейцев восточным искусством, пейзажи японских художников были частью революционного переосмысления эстетических принципов при помощи иностранных влияний.
Утагава Хиросигэ, из серии ста остановок по дороге Токайдо
Получается, что европейцы и японцы восхищались и копировали друг друга. Странные композиции, сложные взгляды, яркие цветовые сочетания и образы современной жизни дали импрессионистам новый художественный словарь. Ландшафтные же гравюры Хокусая и Хиросигэ навеяны импрессионистами; в импрессионизме японцам виделось воплощение восточной эстетики.
Произведения укио-э, не связанные с традициями, способствовали индивидуальному художественному выражению. Свобода рисовать в погоне за уникальным стилем привела к синтезу искусства Востока и Запада в работах Хокусая и Хиросигэ. Когда их гравюры появились в Европе, западные художники были поражены творческими возможностями, которые предлагают "изображения изменчивого мира". Однако роль японского искусства в процессе развития импрессионизма была в значительной степени забыта.