Ренессанс

Автор: 06 марта 2017 в 05:38 в рубрике

Ренессанс - термин, означающий перерождение, возрождение; историческая эпоха преобразований в искусстве и культуре Италии 1400-1600 гг., основывавшаяся на новом понимании античного, преимущественно древнего греко-римского искусства и архитектуры, литературы и науки. Изучение древних текстов явилось основой для развития гуманитарных наук: истории, поэзии, философии. Исследование природного мира положило начало глубоким изменениям в искусстве и науке, что привело к преобразованию общества, к рождению современной Европы.

Произведения искусства, созданные в Эпоху Возрождения, в подавляющем большинстве принадлежат художникам Северной и Центральной Италии. Центрами культуры Возрождения являются Венеция, Флоренция, Милан, Бергамо, Падуя, Феррара и Сиена. Большинство произведений сделано по заказу церкви и частных меценатов.

Если немногим ранее католическая церковь была монопольным покровителем искусств Западной Европы, то в эпоху Возрождения появилось и резко расширилось частное меценатство, например Медичи во Флоренции и Сфорца в Милане.

Два века итальянского искусства стали основой традиции европейской живописи.

Готический ренессанс

Возрождению предшествовал Международный готический стиль, так называемая Интернациональная Готика, возникшая и существовавшая первые десятилетия 15 века. Характеризовалась статичными фигурами, нехваткой глубины, объема и живописного реализма. Художники отдавали предпочтение фонам из сусального золота, украшавшего образы, но подчеркивавшего его плоскостность. Вместе с тем фигуры становятся трехмерными, движения плавными и естественными; пейзажи становятся более подробными и демонстрируют развитие теории перспективы. Художники сосредотачиваются на человеке, делают человека центром своего творчества, вследствие чего священные образы - Иисус, Мария и святые - перестают быть исключительным предметом для творчества.

Ознакомиться подробнее - Интернациональная Готика

Мадонна с младенцем

Наиболее устойчивый образ Западного искусства, не менявшийся на протяжении более 1000 лет, - Мария с младенцем Иисусом. Культ Девы Марии достиг апогея в 12-13 веках. Дева Мария представлялась королевой небес, олицетворением церкви, невестой Христа. В эпоху Возрождения подобные иератические изображения заменяются менее формальными, образы Мадонны с младенцем становятся убедительными изображениями матери и ребенка. Художники сосредотачиваются на отношениях между двумя людьми, подчеркиваются прикосновения и ласковые взгляды.

Мадонна с младенцем обычно изображаются в архитектурной среде, часто с пейзажем позади, иногда сопровождаются предметами быта. Фигуры всегда помещаются на первый план, физически ближе к зрителю, чтобы вызывать повышенный эмоциональный отклик.

Джованни Беллини, Мадонна с младенцем

Джованни Беллини, Мадонна с младенцем, 1488, масло на дереве, 86 x 63 см.

Среди многих картин Беллини эта картина признана как произведение исключительного качества. Нежно держащая на руках младенца, Мадонна восседает перед полоской бархатной занавеси, позади которой пейзаж с двумя городами прописан в мельчайших деталях.

Тициан, Мадонна с младенцем на фоне пейзажа

Тициан, Мадонна с младенцем на фоне пейзажа, 1507, масло на дереве, 39 x 48 см.

Среди изысканных образов Мадонны картина Тициана чувственна в своей визуализации людей из плоти и крови. Отсутствуют драпировки, однако на заднем плане мы видим загородную местность близ Венеции. Количество розоватого оттенка в пейзаже дает основание предположить, что действие сцены происходит в вечерних сумерках. Натурализм сцены подчеркивается теплыми отношениями матери и ребенка, полностью поглощенными общением друг с другом: пухленький младенец играет с волосами своей матери.

Подобные изображения местных пейзажей положили начало пейзажной живописи.

Алтарные картины

Полиптих - мультипанельная алтарная композиция, обычно сосредоточенная на ключевых образах в центральной панели и сценах из жизни на боковых или в нижнем регистре. Ключевыми образами могли быть Мадонна с младенцем или распятие, вторичными композициями могли быть сцены из жизни отдельных святых. Диптихи и триптихи также придерживались установленного формата, но в меньших масштабах. Панели ранних готических алтарей были чисто декоративными, имели множество декоративных элементов. Панели Возрождения становятся менее сложными, складными, удобными для транспортировки и частного пользования.

Портрет

Жанр портрета как дискретного образа до эпохи Возрождения был довольно редким. Во времена позднего средневековья портреты резервировались исключительно для королевских особ и исторических личностей. В эпоху Возрождения фокусом картин становятся люди. Ранние портреты Ренессанса представляют портреты только в профиль, подобно Римским монетам или медальонам. Позже жанр портрета постепенно развивается, принимая все более широкий диапазон композиций. Сначала появляются головы и плечи, потом изображение поворачивается на три четверти, появляется поясной портрет, со временем переходящий в полноформатное изображение и во весь рост.

Джованни Батиста Морони, Девочка из семьи Редетти

Джованни Батиста Морони, Девочка из семьи Редетти, 1566–70, масло на холсте, 43 x 33 см.

По картине Мороне легко представить эпоху, ведь это парадный портрет. Смотрите, девочка одета в свою лучшую одежду, носит свои лучшие украшения. Она перебирает пальчиками жемчужное ожерелье, а на запястье надет коралловый браслет - защита здоровья, как считалось тогда. Художнику удалось даже запечатлеть терпение маленькой девочки, усталость от длительного неподвижного позирования.

Судя по некоторым признакам, девочке должно быть 4-5 лет, хотя платье и поза делают ее старше. О возрасте говорит то, что щеки девочки все еще пухленькие, а на руках между пястных костей еще нет ямочек. Положение левой руки, точнее угол наклона, свидетельствует о том, что она, скорее всего, стояла на стуле во время позирования, опираясь левой рукой за спинку.

Джованни Батиста Морони, в отличие от большинства своих современников, никогда не занимался рисованием королей, придворных или военных героев. Он никогда не был в Риме или Флоренции, и, вероятно, не был даже в Венеции. Живя в Бергамо, Морони изображал людей из Бергамо (местную аристократию, юристов, учителей, портных), а также окрестности. Портреты Морони считаются лучшими за их прямоту и натурализм.

Высокое Возрождение

Период с конца 1490 до 1520 годов известен как Высокое Возрождение и считается одним из величайших в истории искусства. Именно в этот период эксперименты и инновации раннего Возрождения, особенно во Флоренции, Венеции и Риме, достигли вершины. Визуальное искусство было доведено до совершенства, особенно с точки зрения гармонии и пропорций, как идеальных ценностей. Больший упор делался на реализм, расширение диапазона выражений, жестов, поз. Развились и сильно усложнились жанры пейзажа и исторических сцен.

Технология живописи тоже изменилась благодаря широкому использованию масляных красок, хотя некоторые художники консервативно предпочитали яичную темперу. Деревянные панели активно заменялись холстами на подрамниках, поскольку были легче, дешевле, податливее.

Сандро Ботичелли, Христос-Искупитель благословляет

Сандро Ботичелли, Христос-Искупитель благословляет, ок. 1500-1515, темпера по дереву.

Христос представлен с поднятой в [византийском] жесте благословения правой рукой. Фигуру обрамляет черный фон, на котором золотые лучи света образуют ореол позади головы. Он богато одет: алое одеяние, украшенное множеством золотых крестов, синий плащ усыпан звездами, узорная кайма из стилизованного растительного орнамента. На ладонях стигматы и, кроме того, левой рукой Христос указывает на рану в груди. Там, где шипы тернового венца вонзаются в кожу, показаны капли крови. Христос смотрит в упор на зрителя, со слезами, катящимися из его правого глаза.

Позднее Возрождение

Период характеризуется огромным количеством разработанных техник и направлений. Основной тон задавал натурализм и гармоничный идеализм трех мастеров живописи - Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело. В технологическом аспекте доминирует масляная краска по холсту, использование сильных оттенков и лессировок для построения форм.

Для усиления эффекта многие художники используют драматическое, театральное освещение, часто иррациональное с точки зрения логики. Портретное искусство становится подчеркнуто эмоциональными, сосредотачиваются на личности.

Тэг: Живопись
Комментарии (1)
Маша 12 августа 2021 в 19:25
Так, на заметку, Сандро Боттичелли творил в период Раннего Возрождения
Написать комментарий...