Картины Паоло Веронезе

Автор: 13 сентября 2013 в 14:29 в рубрике

Картины Паоло Веронезе - грандиозное и величественное видение Венецианской жизни шестнадцатого века. Творчество художника насквозь пронизано идеей роскоши и великолепия Венеции эпохи Возрождения, переполнено постановками и театральностью - тем эффектом, в котором группы роскошно одетых персонажей воспроизводят светские и религиозные сцены.

Паоло Кальяри родился в Вероне в 1528 году в семье скульптора Габриеле Кальяри. Изучая ремесло своего отца, Паоло, тем не менее, чувствовал тягу к живописи. Юношу приняли в мастерскую Антонио Бадиле, где он обучался живописи в течение 1540-х и получил образование антиквара, эксперта по старинным вещам. Его живописное мастерство находилось тогда под сильным влиянием классического вкуса.

Штудии для Аллегории Любви Аллегория Искупления Мира

Ранние работы Паоло - штудии для Аллегории Любви (слева), Аллегория Искупления Мира (справа).

Большую часть жизни художник прожил в Венеции, куда переехал в начале 1550-х по приглашению расписать потолок церкви Сан-Себастьяно. Согласно венецианским документальным свидетельствам, первая работа Веронезе была проектом декорации виллы Соранцо в Тревилле, ныне разрушенной. Затем последовал заказ на алтарную композицию для собора в Мантуе.

В начале 1553 года Веронезе приступил к работе над украшением дворца Дожей в Венеции, в 1554 году расписал потолок ризницы в церкви Сан-Себастьяно. Над этими двумя проектами художник работал в течение последующих двадцати лет. В 1557 году он был удостоен золотой цепи - приз за лучшую художественную работу (изображения аллегорических фигур) при росписи потолка в Библиотеке Марциана.

В 1560 году Веронезе в составе дипломатического посольства посетил Рим. По возвращении домой, находясь под глубоким впечатлением от римских образцов искусства, особенно Микеланджело и Рафаэля, Веронезе создал сложные аллегорические фрески, ставшие украшением виллы Барбаро ди Мазер и по праву считающиеся шедевром. Также в постримский период вплоть до 1566 года Веронезе написал огромное количество полотен по мотивам сюжетов Нового завета. Самое знаменитое из этих произведений - Брак в Кане Галилейской (1562-63) для Сан-Джорджо Маджоре (ныне Музей Лувр, Париж). В 1566 году живописец ненадолго вернулся в Верону, где женился на Елене Бадиле, дочери своего учителя.

Марс и Венера Святая Екатерина Александрийская в Темнице

Марс и Венера (1570-е), Святая Екатерина Александрийская в Темнице (1580-85).

Брак в Кане Гилилейской

Брак в Кане Гилилейской (1563).

За десятилетие (1560-70) Веронезе также была сделана серия аллегорических произведений, большинство из которых, вероятно, являются заказом императорских семей Вены и Праги. "Марс и Венера, соединенные любовью", является одной из самых великолепных в серии. Однако полотно "Пир в Доме Левия" (1573) попало под пристальное внимание инквизиции. Художнику было предъявлено обвинение в "неподобающем" изображении фигур в религиозной композиции. Вопрос состоял лишь в индивидуальной особенности художника разбавлять сюжеты картин множеством "непочтительных" элементов, таких как карлики, собаки, кошки, обезьяны. Инквизицию особенно возмущало внедрение в полотно солдат швейцарской гвардии (которые были протестантами) и изображением одного из учеников Христа ковыряющимся в зубах вилкой. Лишь благодаря своему остроумию Веронезе удалось "отвертеться" и он был оправдан.

Позже живописец продолжает писать для герцогского дворца и создает еще несколько поразительных шедевров, таких как "Моление о чаше" и "Чудо Святого Пантелеймона".

Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588, поймав легочную инфекцию на крестном ходу возле собственного загородного дома в Сант-Анджело. Похоронен в церкви Сан-Себастьяно. Его дело продолжали брат Бенедетто и сыновья Габриеле и Карло, известный как Карлетто. Мастерская пользовалась широкой популярностью, но подписывала произведения как "Haeredes Pauli", наследники Паоло.

Искусство Веронезе, чрезвычайно популярное как при жизни живописца, так и после его смерти, оказало значительно влияние на творчество таких художников, как Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Тьеполо, Антуан Ватто, Эжен Делакруа.

Алессандро Витториа Паоло Веронезе Мальчик с борзой

Алессандро Виттория (около 1570), Мальчик с борзой (1570-е).

За свою довольно длительную и успешную карьеру Веронезе успел создать ошеломляющее количество картин, начиная от крупных алтарных произведений и сложных фресок, украшающих виллы и дворцы, заканчивая портретами, мифологическими и историческими сюжетами в различных форматах. Он был художником неустанной энергии, а картины отличались чрезвычайной декоративностью, красочным сиянием, великолепной композицией, особенной колористикой. Писатель Марко Босчини в 1660 году описывал работы Веронезе так: "Конечно, никто среди живописцев не замечен в выражении царственной пышности, таких величественных сюжетов, особенно в таком чинном порядке! Он является Богом искусства и цвета. Это не живопись, это магия, которая завораживает".

Веронезе высоко ценили все, кто его знал. Эффектное использование цвета, восхваляемое еще при жизни живописца, прославило его в веках. Писатель Марко Босчини также замечал, что "для достижения подобных эффектов, живописец смешивал золото с жемчугом, рубинами, изумрудами и сапфирами высшего качества, а также безупречными алмазами. А из цветов он выбирал самые нежные, какие только способна взрастить природа".

Картины Паоло Веронезе, даже для современников итальянского Возрождения, представлялись откровенным анахронизмом. Даже в его религиозных сюжетах отсутствуют следы религиозности. Персонажи произведений "обрабатываются" только как идеальная возможность красочного представления, потому многочисленные исторические личности не связаны с подлинной историей, а "живут" лишь в целях "декоративного очарования". Целью живописи Паоло Веронезе было внешнее великолепие, и церковь Сан-Себастьяно - великолепный памятник его виртуозного мастерства декоратора.

Тэг: Станковая живопись
Комментарии (1)
Литвинов Валерий 11 ноября 2013 в 15:20
Опыт великих художников хороший пример для фотографов.....
Написать комментарий...