Пейзажи и этюды Севера Николая Рериха

Автор: 28 апреля 2012 в 11:29 в рубрике
Страница 1 из 4. Список глав

Мыслитель, художник и писатель Николай Константинович Рерих, живший в период с 1874 по 1947, открыл русскому народу краски и мудрость Индии. Но если бы не многие годы, проведенные на Востоке и принесшие ему мировую славу "мастера гор", Рерих скорее всего остался бы в истории русского искусства певцом Севера. В живописном наследии Рериха многое связано с Карелией и Финляндией: около двухсот картин и этюдов.

Первые этюды Севера

Николай Рерих неоднократно бывал на Севере и там формировалась творческая личность Николая Рериха и его мировоззрение. Здесь сложились основные идеи, занимавшие его до конца жизни. Здесь он ближе узнал эпос "Калевала", познакомился с финскими художниками. Здесь же окончательно и бесповоротно определилось его сильное желание поехать Индию, совершить экспедицию в Гималаи.

С художниками Финляндии Рериха связывала личная и творческая дружба. Если в 19 веке на страницах русских журналов писалось о Финляндии лишь как о крае экзотики, то в начале 20 века финская литература стала привлекать к себе пристальное внимание русских писателей и живописцев.

Нейслот ОлафсбьергЭтюд "Нейслот. Олафсбьерг."

Ожидание крутых переломов в развитии страны коренным образом повлияло на мировосприятие художников Финляндии. Перед ними заново встали непреходящие вопросы о путях истории, о предназначении человека, о смысле жизни. Особенно остро эти вопросы звучали в творчестве тогдашних неоромантиков. Неоромантическое направление на рубеже веков получает распространение в литературе, в музыке, в живописи, в архитектуре. Период неоромантизма был коротким, переходным. В истории финской культуры неоромантизм просуществовал не более десяти лет: с середины 1890-х до середины 1900-х годов, но из среды неоромантиков вышли те, чьи имена считаются сейчас первыми по своей значимости в финской культуре. Неоромантики искали идеал человека в народной культуре, сюжеты для своих произведений черпали из фольклора. Финские художники во главе с Галлен-Каллелой стали совершать паломничества в Карелию, к народу, который сохранил древний быт и, самое главное, древнюю культуру. Появилось даже направление карелианизм, захватившее в начале 20 века многих просвещенных финнов. В пристальном интересе финского неоромантизма к древности, в стремлении понять вечные проблемы бытия уже можно почувствовать общее с творчеством как живописным, так и литературным Николая Рериха, приехавшего в 1907 г. на лето в Финляндию.

В 1907 году Рерих написал восемь этюдов: "Пунка-Харью", "Вентила", "Нислот. Олафсборг", "Иматра", "Сосны", "Камни", "Седая Финляндия", "Лавола". Впервые они были выставлены в 1909 г. на выставке "Салона" в Меньшиковском дворце и заставили говорить о Рерихе как о родоначальнике героического или архаического пейзажа. Все это были этюды Финляндии, но не "мертвые" зализанные академические этюды, как у многих импрессионистов того времени, а целая серия страшных сказок древнего Севера, до такой степени каждый этюд художника был проникнут духом северной земли и ее прошлого.

Пунка-ХарьюЭтюд "Пунка-Харью".

В своем этюде "Пунка-Харью" Рерих старался изобразить не столько красоту, сколько магическую одухотворенную загадочность северной природы, ее тайны. Неподвижность и динамика в этюде "Пунка-Харью" как бы находятся в борьбе. Густой хвойный лес, опоясывающий залив озера Сайма, изображен сплошным массивом. Лес, кажется, замер, но волны в воде залива предвещают бурю. И линия берега настолько изрезана, что больше напоминает лапы огромного морского чудовища, которое сейчас проснется и начнет играть с волнами.

Седая ФинляндияЭтюд "Седая Финляндия".

В этюде "Седая Финляндия" движение создается двойной диагональной композицией. По диагонали из правого угла этюда в левый расположены камни и озеро в холодных серых тонах, по другой диагонали, написанные теплым зеленым цветом - холмы и леса. Неба в этюде изображен совсем кусочек, зато вода и скалы вобрали в себя весь свет неба и сами освещают темное побережье. На фоне изображенного сплошним массивом стилизованного леса очень тщательно прописан огромный валун, который возвышается как некий монумент, как символ "седой" северной древности. Рисунок прижившихся мхов на этом валуне придает ему свое неповторимое своеобразие. В ранней живописи Рериха вообще каждая деталь, каждый камень индивидуален, часто наделен необычной формой и извилистым рисунком естественных вкраплений.

Тэг:
Комментарии (1)
Андрей 04 августа 2016 в 13:40
Рерих - величайших художник. Был на его выставке картин в Москве и в Киеве.
Написать комментарий...