Пейзажи и этюды Севера Николая Рериха

Автор: 28 апреля 2012 в 11:29 в рубрике
Страница 4 из 4. Список глав

Художник-пейзажист

Зимние пейзажи Рериха в отличие от других контрастных цветовых композиций написаны почти монохромно. В зимних пейзажах художника цвет слабо выражен, более всего преобладают белые и серые тона. Композиционно обычно более половины картины занимает изображение заснеженной земли. На картинах нет ни деревьев, ни птиц, ни людей. Суровый сумеречный Север.

Зимний пейзаж"Зимний пейзаж" (на самом деле не имеет названия).

Ледник"Ледник".

Совершенно по-иному написано "Озеро" 1917 г.

Озеро из карельской серии"Озеро" из карельской серии.

Композиционно пейзаж немного напоминает картину "Пунка-Харью". Возможно, эта картина - это вариация на тему "Пунка-Харью", но в пейзаже "Озере" художник не изображает ни леса, ни волн. Пейзаж пустынен. В нем остались лишь ломаная береговая линия, приглушенные очертания островов на горизонте и зеркальная гладь воды. Рерих упростил композицию, но достиг большого эмоционального воздействия картины. Изрезанность берега, изломанность границы между водой и сушей как бы усиливает противоположность двух стихий. Вся смысловая нагрузка пейзажа сосредотачивается на этой четко очерченной границе, контрастно разделяющей природу.

Святой остров Валаам"Святой остров" (Валаам).

На цветовых контрастах построена композиция картины "Святой остров" (1917 г.). Художник написал работу на Валааме, где неоднократно бывал в 1907-м и В 1917 годах. Остров Валаам контрастен сам по себе по своей природе. Смелым сочетанием теплоты охристых тонов с тревожным холодом серо-синего Рерих подчеркивает природные валаамские контрасты, показывает в сочетании света и тени борьбу тепла и холода. Облако справа композиции, похожее на стрелу, добавляет в пейзаж еще болеше динамики и напряжения. Едва заметная в правом нижнем углу маленькая темная лодка как бы повторяет движение облака. Но безмятежные смиренные позы двух людей, сидящих в лодке, выражают спокойствие, эмоционально контрастное изображенной природе. Безмятежными фигурами людей Рерих уравновешивает композицию пейзажа. В суровую неспокойную природу люди вносят тишину, просветление, гармонию, но в то же самое время они преклоняются перед ее древней языческой мощью. Деревья и скалы в композиции сливаются в единый монолит, контрастные очертания камней напоминают лица великанов.

Рериху как художнику-живописцу, присуще одухотворение Севера. Север - красота, Север - тайна, Север - сказка и в то же время правда. Все это - Север Рериха.

Карелия"Карелия".

Тэг:
Комментарии (1)
Андрей 04 августа 2016 в 13:40
Рерих - величайших художник. Был на его выставке картин в Москве и в Киеве.
Написать комментарий...