Альфонс Муха: жизнь и творчество художника

Автор: 26 мая 2010 в 07:14 в рубрике

Альфонс Муха был одним из величайших художников 1890-х годов, для которого женские образы были неотъемлемыми частями композиции плаката.

Альфонс Муха, ЗвездыЗвезды: Луна, Вечерняя Звезда, Polestar, Утренняя Звезда

Альфонс муха родился в 1860 году в городе Иванчице (Моравия), располагавшимся близ города Брно в современной Чехии. Иванчице был небольшим городком, уклад жизни в которого стоял ближе к 18-му веку, чем к 19-му. Хотя Муха, как считается, начал рисовать прежде, чем встал на ноги, свои ранние годы он провел певчим и музыкантом-любителем вплоть до окончания средней школы. Только будучи подростком он понял, что не Бог, а именно живые люди создавали те искусства, которыми он восхищался в Поместных церквях. Это прозрение придало решимости мальчику художником, несмотря на усилия отца, прочившего сыну карьеру в качестве "уважаемого" клерка в местном суде.

Как и всякий начинающий художник второй половины 19 века, Муха сумел оказаться в нужное время в нужном месте, а именно в Париже в 1887 году. Случайная встреча с нужным человеком в Моравии предоставила ему покровителя, готового финансировать все творческие изыскания Мухи. После двух лет, проведенных в Мюнхене и рисования картин для своего покровителя, Муха был отправлен в Париж, где поступил в Academie Julian. После двух лет учебы покровитель прекратил финансирование своего подопечного, и 27-летний Альфонс Муха остался совершенно один в Париже, предоставленный самому себе, без денег и перспектив - типичный голодный художник.

За пять лет, будучи свободным художником, Муха довел свои навыки до совершенства. Он занимался рисованием иллюстраций для популярных (т.е. низкооплачиваемых) журналов, работая, буквально, за тарелку чечевицы. Так жили практически все молодые парижские художники и считалось, что именно такой и должны быть жизнь настоящего художника. Друзей должно быть в изобилии, а искусство процветать. Это считалось вершиной импрессионизма и началом движения символистов и декадентов.

Примерно в это же время в Париже становится популярным модерн. Новый стиль становился выражением заповедей Уильяма Морриса, стремившегося уничтожить грань между искусством и зрителями. Все, что может быть искусством, должно им быть.

После семи лет напряженной работы в Париже в возрасте 34 лет Муху ждал мгновенный успех на выставке 1 января 1895 году, где он представил свой новый стиль гражданам Парижа. Выставка прошла настолько удачно, что вскоре имя Мухи превратилось в нарицательное, и часто использовалось в качестве синонима нового движения в искусстве.

Альфонс Муха всегда был патриотом Чехии, своей родины, и считал, что его успех - это триумф чешского народа, но не его личный. В 1909 году Муха получил заказ на серию фресок в одной из пражских ратуш, а в 1910 возвращается в Чехию, где и провел оставшуюся часть жизни. Здесь он создал 20 монументальных картин под общим названием "Славянский Эпос" - хроника величайших событий в славянской нации с древнейших времен до 19 века.

Альфонс Муха, Отмена крепостного права в РоссииОтмена Крепостного права в России (1861), 1914

Все изменилось после Первой мировой войны. Геополитический мир в первое послевоенное десятилетие сильно отличался от того, к чему художник привык. Моравия была теперь частью другой нации, Чехословакии. Художественный мир претерпел глобальные изменения.

Работы Альфонса Мухи оставались популярными, однако больше не ценились и не считались "новаторскими" - чудовищное преступление в глазах критиков.

Когда немцы вторглись в Чехословакию, Муха по-прежнему был достаточно влиятельным человеком, чтобы оказаться одним из первых людей, которые были немедленно арестованы. После допроса в гестапо Муха вернулся домой и вскоре умер (14 июля 1939 года).

Альфонс Муха, JobАльфонс Муха, Job, 1894, литография

Произведение "Job 1894" может являться превосходным примером "товарного знака" Альфонса Мухи и характерной конструктивной композиции его произведений. Плакат, рекламирующий фирму Job, производившую сигаретную бумагу, показывает женщину, чувственно вовлеченную в процесс курения табака. Хотя светские (т.н. "солидные") женщины на рубеже веков не курили табак, во Франции стал популярным обычай связывать l’amour, le vin et le tabac [любовь, вино и табак] с изображениями женщин для рекламы табака с тем, чтобы придать продукту смысл незаконного гламура.

В произведении Job Муха использует экстравагантную стилизацию изображения волос, известную в то время как "макароны" или "вермишель" и служившую важным декоративным компонентом, усиливавшим чувственность и эротизм. В этом же произведении мы встречаем и несколько закодированных сексуальных намеков: отогнутый вверх большой палец ноги, течение ткани платья и приподнятый кончик сигареты.

Имя бренда Job являются одновременно инициалами французского мастера Жана Барду, который придумал идею выпускать папиросную бумагу в виде книжечки. Муха использует буквы как фоновый рисунок, а также в виде застежки женского платья. В целом плакат иллюстрирует характерные черты всех произведений Мухи: образ, который кажется милым и невинным, на самом деле полон сексуального напряжения.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...