Плакат и живопись Китая эпохи Мао

Автор: 14 августа 2010 в 16:28 в рубрике

Соцреализм в живописи Китая двадцатого века

Китайский соцреализм, политический плакат, панно - живопись и графика Китая приблизительно 1943 - 1976 годов годов 20-го века. Надо отдать должное великому китайскому народу за то, что так умело коммунистил манеру и изобразительные средства у великого русского народа.

Большую часть 20-го столетия Китай испытывал огромные политические и культурные потрясения. Они оказали сильное влияние на традиционную китайскую живопись, которая столкнулась с беспрецедентным вызовом со стороны как политического вмешательства, так и от массового притока западной идеологии. Начиная с 1919 года в культуре Китая начинается процесс, названный "Свадьба Востока и Запада", который оспаривает все древние культурные традиции. Начиная с 1940 года все изобразительное искусство вращалось вокруг Мао Цзэдуна (1893-1976), провозгласившего, что "искусство должно служить массам". Традиционные формы пострадали особенно сильно, подавлены, практически сведены к нулю эпохой "культурной революции" (1966–1976), заставившей очень многих художников бежать из страны, опасаясь преследования.

Древняя философская концепция была заменена марксизмом, ленинизмом и маоизмом. Классическая литература подменена "революционным реализмом", основанным на понятиях Западного академического реализма. После реализации "политики открытых дверей" (1978), свобода постепенно возвращается к художникам, начинается новый болезненный этап возвращения к истокам. Начиная с 1980 года современные китайские художники начали активный поиск новых идей, экспериментировали над широким спектром образов, стилей и тематик в ответ на засилие Западного образа мышления. В результате по сей день не умолкают споры, должна ли древняя культура оставаться такой, какой была на протяжении многих веков, или же она обязана трансформироваться, подстроиться под потребности современного рынка.

Тем не менее, оглядываясь назад, следует признать, что 20-й век оказался разрушительным. Многие уникальные традиции выжили лишь чудесным образом благодаря нескольким удивительным художникам, вдохнувшим своим творчеством в традиционную живопись новые жизненные силы. Это Чаньшуо Ву (1844-1927), Ци Байши (1863-1957), Хуан Бинхон (1864 1955), Хуан Цыюань (1914-79), Пан Тяньшу (1897-1971).

Соцреализм в живописи Китая двадцатого века

Китайский соцреализм

Соцреализм в живописи Китая двадцатого века

Политический соцреализм в живописи Китая двадцатого века

Живопись китая

Вон видите сколь там у Мао книг... А говорят, что леса у них нет, что в Тибете все деревья порубили, и что котельные топятся дровами. Всё и них там есть. Россия завалена китайским макулатурным картоном, на котором обложки для тетрадей печатают.

Китайская живопись

Китайская живопись

Китайский политический плакат

Китайский политический плакат двадцатого века

Соцреализм в живописи

Соцреализм в живописи Китая двадцатого века

Китайские художники эпохи Мао

Хочется добавить: большинство представленных репродукций картин, как ни рассматривай, не представляют художественной ценности как таковой. Любой может в этом убедиться, внимательно рассмотрев каждую работу. Плакат, пожалуй, вниманием обойдем, ибо политическое искусство выходит за рамки нашей компетенции, зато некоторая живопись отдает крайней бессмысленностью, чем произведением, достойным художественной галереи. Таков соцреализм, но качество самой живописи он не принижает.

Тэг:
Комментарии (1)
Виталий 06 мая 2013 в 11:50
Любопытно. Шестая снизу картинка чем-то отдаленно напоминает пачку сигарет советских времен. Прямо под ней - китайская вариация шоколадной обертки "Гипно-Аленка". )))
Написать комментарий...