Японская живопись дзен

Автор: 15 сентября 2012 в 12:27 в рубрике

Иногда мы слышим упреки в свой адрес, вроде этого: "Какое отношение имеет все выставленное здесь к дзен?" Но вы правы, для непросветленного существа совершенно никакого. Господа, вы правда считаете, что если сайт называется Дзен Дизайнер, то он обязательно будет посвящен восточной тематике и здесь будут в этом же духе раздавать вкусные няшки? Если так, то вы не в теме. В нашем случает "дзен" означает "делать свое дело". Просто делать, а не искать смысла там, где его нет.

Но раз уж мы начали сей разговор, то пожалуй сделаем цикл статей о художественном искусстве дзен, дабы хоть как-то оправдать название сайта в глазах тех, кто рыщет по интернету в поисках вкусненького, только хочу обратить внимание таких искателей, что перепост запрещается!

Так что же такое дзен? Самые простые и обыденные вещи, которые, видимо, специально созданы для того, чтобы их не замечали.

Японская живопись дзен

Каждый день мы просыпаемся утром, завтракаем, идем на работу и заканчиваем день после ужина за развлечениями. Мы владеем некоторым количеством знаний: мы знаем, как себя вести, как делать некоторые вещи, которые считают для себя ценными другие люди, чтобы продавать эти вещи, чем зарабатывать себе на жизнь. Каждый из нас при этом ставит свои потребности выше потребностей других людей.

Но иногда кажется, что пора остановиться, просто сесть и серьезно обдумать свое поведение. Тут мы, конечно, можем включить в голове некий компьютер, который рассчитывал бы сколько у нас останется, если оплатить все счета, штрафы и раздать долги. Но является ли все это действительно таким важным, чтобы мы принудительно для себя могли бы терпеть столько головной боли?

И какое это имеет отношение к дзен-живописи? Когда дела идут хорошо, то у вас нет никаких причин понимать это. Но каждый знает, что мир это не то место, которое создано для удовлетворения только его потребностей и желаний. Когда человек осознает сей факт, это становится началом его духовного поиска. Мнимые невзгоды заставляют человека думать о себе в рамках более широкой перспективы, где сливаются вместе религия и искусство.

Некогда в Азии сплав индуизма, буддизма, конфуцианства и даосизма сформировал новую для той поры философию, которую мы знаем под название Дзен (Чань, Дхьяна). В шестом веке нашей эры великий учитель Бодхидхарма (Да Мо, Дарума) пришел в Китай, чтобы преподавать буддизм китайским монахам. Его учение стало широко известно под название Чань-буддизм в Китае, а в последствии Дзен в Японии.

Смыл и цель учения Да Мо были донельзя просты: медитировать. В медитации ум освобождает себя от иллюзорных надежд на будущее и страхов, раскрывает природу ума.

Существует фраза, которая полностью раскрывает весь духовный смысл нашего бытия и реальности: "Один во всей Вселенной". Мы можем предполагать, что прекрасно понимаем, что эта фраза означает. Только вот это далеко не так, потому что для большинства она остается таким же понятием, как и все остальное. Дзен можно попытаться осмыслить, проанализировать, но все равно для ума в нем нет ничего, за что можно было бы зацепиться. Дзен пуст, и будто бы даже не существует, что подтверждает и живопись дзен.

Многие мастера дзен были выдающимися художниками и каллиграфами. Кажется, что от их живописи исходит сила и просветление. Большинство картин выполнено в стиле суми-э, то есть черной краской по бумаге. Линии очень скудны, но выразительны. Цель каждой картины - предложить, но не описать. Но намерения художников никогда не сводились к тому, чтобы запутать и внести мистику в живопись или какую-то тайну в картины. Они всего лишь хотели сказать: "Я жив. Я свободен от всех привязанностей". И этим духом пронизана вся дзен-живопись.

Классическая ЭнсоКлассическая Энсо. Изображение круга.

Классическая тема картин японского дзен называется Энсо. Рисовать эту картину рекомендуется каждому практикующему каллиграфию после каждого сеанса медитации. Сюжет картины вроде бы с виду прост, но он всегда будет разный и будет отражать состояние ума в конкретный момент. Это "круг бесконечности, символ простоты".

Монахи

Второй классической темой в искусстве живописи дзен является изображения монахов, идущих собирать подаяние. В рамках традиционной школы дзен монахи регулярно покидают монастыри и ходят небольшими группами по близлежащим городам и поселкам. Они громко выкрикивают звук "Хо-у", чтобы объявить всем о своем присутствии, давая возможность людям сделать пожертвование в виде денег или риса. Эта практика называется такахатсу, и призвана напоминать монахам и простым людям, что все живое взаимосвязано, что оба они - дающий и получающий - накапливают заслуги: простые люди за то, что были щедры, а монахи за то, что учатся с благодарностью принимать все то, что положили в их миски.

Тему монахов в свое время популяризовал Нантембо (1839-1925). Он и его ученики в живописи часто обращались к этой теме, как бы желая показать особенную важность данной практики. До Нантембо картины на эту тему были довольно редки.

Дарума, Да Мо, БодхидхармаФугаи Ёкун. Стоящий Дарума.

Третья классическая тема японской дзен-живописи - изображения Дарума, то есть Бодхидхармы, или Да Мо по китайски.

Череп

Еще одна классическая тема в искусстве живописи дзен, правда стоящая немного особняком, является кости и черепа. Подпись к этой картине гласит: "Это простой грубый рисунок черепа, но какое сокровище. Не существует ничего, что превзошло бы его!"

Японская живопись дзен - совершенно уникальный вид искусства, являющаяся чистым выражением духовного сознания художника. Важной составляющей живописи является то, что характер и духовная сила изображенного на картине полностью зависит от концентрации художника во время работы. Большинство наиболее убедительных в этом отношении картин были созданы монахами уже пожилого возраста, проведшими всю свою жизнь в жесткой дисциплине буддийской практики. Их картины перекликаются с силой их понимания и многолетного опыта.

На первый взгляд японская живопись дзен кажется слишком простой, прямолинейной и забавной. Однако, как и философия дзен, эти картины отражают парадоксы ума и сознания на многих уровнях. Это очень сосредоточенная, чистая и интенсивная форма религиозного искусства. Правда к религии оно почти не имеет отношения, кроме того, что картины созданы монахами.

Следующая статья будет посвящена непосредственно художникам.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...