Теория творчества Фомы Аквинского

Автор: 04 декабря 2013 в 13:10 в рубрике

Живое и яркое движение мысли, свойственное 12 столетию, проникнутое нетерпеливым желанием освоить и понять существо бытия, в 13 веке сменяется более последовательным, педантическим стремлением к систематизации всех человеческих представлений, к их объединению в единое целое. Естественно, что в этой кропотливой и тщательной работе, направленной к созданию сумм идей, представлений и знаний в их строгой соотнесенности друг с другом и соответствии с богом и миром, многие эмоциональные оттенки, окрашивающие мысль 12 века, исчезли и стерлись. Весь неисчерпаемый мир идей и явлений был в 13 веке упорядочен в стройной и обширной системе. Эта четкая и всеобъемлющая система, затрагивающая все стороны бытия, явилась результатом свойственного средневековью своеобразного эстетического умозрения. Явления бытия, человеческие отношения, природа и бог предстали в этой системе столь тонко соотнесенными друг с другом, столь упорядоченными в общей картине мира, что она окончательно предстала пред взором средневекового созерцателя как стройное единство - ordo - порядок, красота. Цитируя Фому Аквинского: "Все, что создано Богом, поэтому самому хорошо и красивое" 1.

В мире гармонии и согласованности частей, где нет ничего неупорядоченного, где найдены и определены пропорциональные отношения между всеми сторонами бытия и человеческой деятельности - действием и возможностью, действием и материей, материей и формой, интеллектом и объектом, орудием и произведенным результатом, волей и действием, совершенным и совершенствуемым и т. п., - заняли свое определенное положение искусство, художник и художественная деятельность.

Проблема искусства и деятельности художника

В сочинениях Фомы Аквинского, не только в грандиозной "Summa Theologiae", явившей самую полную, законченную и совершенную систему католического мировоззрения, но и в более ранних трудах, проблема искусства и деятельности художника находит место в тесной связи с обсуждением основных проблем христианской философии. Вся человеческая деятельность направлена к единой цели - познанию и созерцанию бога, к которому человеческое существо стремится благодаря способности разума, способности приобретения знаний. "Высшая деятельность человеческая, - писал философ, - есть приложение высочайшей способности, а именно - интеллекта, (направленная) к благороднейшему объекту, который есть бог" 2. В общей направленности человеческой деятельности к познанию бога находит законное место и художественная деятельность.

Фома Аквинского упорядочивает проблему отношения человека к зрительно прекрасному, волновавшая и смущавшая умы средневековых богословов на протяжении многих столетий. Фома отмечает способность человека к эстетическому наслаждению. Различая наслаждения главные, существенные, жизненно необходимые, и вторичные, дополнительные, он относит эстетическое удовольствие ко второй категории 3. Разбирая этот вопрос особенно подробно в своих комментариях к "Никомаховой этике", Фома различал удовольствия чувственные и телесные. Среди последних на первое место ставятся удовольствия зрительные, получаемые от красоты цветов, света, теней, очертаний, форм, написанных знаков 4. Философ понимает и ценит также красоту искусства и красоту произведений искусства и ремесла, отмечая красивые постройки, города, одежду, сосуды, образа (simulacra), статуи. Фома различает искусства необходимые и предназначенные для удовольствия, не отделяя их от мира моральных ценностей, различает искусства свободные, требующие не физического напряжения, но духовного усилия, и механические, связанные помимо духовных также с телесными, физическими действиями. Соответственно духу эпохи Фома Аквинский утверждает дидактическую, воспитательную роль художественных произведений.

Портрет Фомы Аквинского

Развивая и обосновывая положения о бытие божием, о соответствии бога и творения, о назначении человека и несовершенстве человеческой природы, Фома нередко по старинной традиции обращается к сравнению artificis mundi с земным художником, показывающему всю головокружительность пролегшей между ними пропасти. Творческая деятельность человека определяется философом в соотношении с творческой деятельностью бога. "Искусство бога проявляется в каждой вещи, сотворенной подобно тому, как искусство художника проявляется в вещи, художеством произведенной ... От интеллекта божественного зависит вещь естественная, как от интеллекта человеческого вещь искусственная" 5. Термин "artifex" употребляется Фомой Аквинским в самом широком значении, обозначая творца применительно как к чисто интеллектуальной, так и механической деятельности. Подобно тому, как божественный интеллект является производящей причиной (causa efficiens) творения, так и интеллект человека определяет человеческую деятельность, в которой он руководится аналогичными принципами ordo - порядка (ratio ordinis), что и создавший и упорядочивший творение бог. Таким образом, всякое произведение, включая художественное, является плодом интеллектуальной деятельности.

Опираясь на аристотелевскую концепцию творчества и развития ее в соответствии с христианской доктриной творчества ad imaginem Dei, Фома Аквинский рассматривает творческий процесс как материальную реализацию определенной формы. Индивид творит, исходя из заранее сложившейся в его сознании идеи будущего произведения. При помощи разума он придает материи форму этой идеи, воплощая, таким образом, в произведении разрабатываемый им замысел.

Три стадии творческого процесса

Во всех трех стадиях творческого процесса, рассматриваемого Фомой и развивающегося от идеи через действие к завершению работы, философ подчеркивает упорядочивающее значение разума. Благодаря действию разума "вещественные, художеством произведенные формы происходят из идеи художника, которые суть композиция, порядок и фигура" 6, то есть красота, объективные свойства которой определяются философом как integritas - целостность, deblta proportio sive consonantia соответствие частей и claritas - ясность 7.

В процессе творчества участвует направляемая разумом воля художника 8. Немалое значение придается философом выбору художником подходящего материала для работы, "пропорционального" цели - будущему произведению. Рассматривая творчество как интеллектуальный акт, Фома отводит первостепенную роль в творческом процессе excogitatio - выработке художественной идеи 9. Естественно, что образцы для этих идей художник может черпать только из упорядоченного божественной мудростью мира природы и жизни. "Ars imitatur naturam" - "Искусство имитирует природу", - Фома неоднократно повторяет эти слова Аристотеля 10. Освоенный интеллектом художника образец служит формой, идеей будущего произведения 11. Концепция искусства как имитации природы связывается с аналогией человеческого творчества, с божественным, приобретая в трактовке Фомы окончательную завершенность, ясную обоснованность, и разрабатывается им на основе принципов и целей человеческой деятельности. В то время как в природе - шедевре божественного творения - формы закономерны, в человеческом творчестве они акцидентальны 12.

Исходя из определенной, заранее набросанной в уме идеи, художник свободен в ее конкретном воплощении в материале 13. Но творчество несовершенно в силу несовершенства человеческой природы. Его ограниченность является результатом зависимости от личных качеств художника 14, от используемых им материалов и инструментов, от многообразия художественных форм.

Так проблема взаимоотношения трех видов творческой деятельности получает новый оттенок, позволивший отнестись к ней с повышенным вниманием, утверждая ее высокое назначение в мироздании. Человек же ограничен имеющейся в его распоряжении материей и не может, если ему захочется, сделать пилу из шерсти, а должен сделать ее из железа 15. Но, будучи наделенным разумом, человек постоянно вмешивается в порядок вещей и достигает в своей деятельности результатов, не соответствующих естественному предназначению субъекта, например, изготовляет из дерева мебель или статуи, хотя дерево само по себе вовсе не было для этого создано.

Ограниченность творческих возможностей

Подчеркивая ограниченность творческих возможностей человека, Фома придает большое значение их развитию и эволюции человеческого разума, благодаря которому смиренный труд приближается к благому созиданию. Философ признает, что в художественном произведении проявляется персональная одаренность автора, индивидуальное приложение памяти, воображения, отношения к материалу. Однако для него, как и для всего средневекового общества, придававшего всегда, а со временем особенно большое значение художественному качеству работы, цель искусства состояла не в совершенствовании художника, но в качестве создаваемого им произведения 16. Возможно, эти точки зрения вместе взятые представляют некоторое противоречие для современного ума, но они не составляли противоречия для средневекового философа, твердо определившего и объединившего принципы и пути человеческого бытия. Утверждение объективного существования красоты до вещи отводит художнику роль посредника между ней и материей, роль имитатора и ставит акцент на ценности произведения, являющегося воплощением идеи. Вместе с тем Фома впервые в средние века уделяет столь большое внимание формативной стороне творческого процесса, предусматривающего вмешательство воли, способности, разума и рун художника, что приводит его к пониманию произведения искусства как органической красоты: "Как молот действует не сам, но по воле кузнеца, так художник использует материальную форму в качестве инструментов, чтобы создать правоведение" 17.

Обосновывая ограниченность человеческого знания и несовершенство того блаженства, которого может в своем творчестве достичь человек, Фома расширяет права интеллекта, выделяющего человека из всех живых тварей, приближающего его к ангелам и освещающего своим светом любые действия человека. Знания, искусство, творческая деятельность служат украшением и помощью человеку на его путях к богу. "Высшая красота человеческой природы состоит в блеске знания" 18, - так поэтически приподнято Фома Аквинский определяет значение знания.

Лист из Summa theologiae

Работа художника - разумная деятельность

При новаторстве в представлениях о человеческом творчестве Фома Аквинский исходит из основных положений аристотелевской теории творчества, развернутых в "Никомаховой этике". Концепция человеческой деятельности, включая художественную, предложенная Фомой Аквинским, безусловно исходит из августовской традиции. Представления философа о художнике и творчестве суммируют и подводят итог основным средневековым представлениям о художественной деятельности. Одновременно они открывают возможность для развития новых представлений о значении и характере творчества, которые будут формироваться в последующие столетия.

Представление о творчестве ad imaginem Dei, концепция искусства как имитации природы, идея искусства как ordo, находящегося в определенном пропорциональном отношении к упорядоченному строю бытия, нашли в сочинениях богослова развернутую аргументацию и окончательное завершение. Проблемы эстетического наслаждения, любование прекрасным, вопрос о красоте произведений искусства были переосмыслены и упорядочены. Художественная деятельность получила твердые права среди других видов творчества.

Внимание, уделяемое философом теоретическому рассмотрению не только творческого процесса вообще, но и художественного творчества, постоянно прибегая к почерпнутым из его сферы сравнениям и доводам, само по себе весьма показательно и свидетельствует о пристальном интересе мыслителей 13 века к этой проблеме и о той значительной роли, которую начинает играть в средневековом обществе искусство и его создатель - художник. Более того, теория творчества Фомы Аквинского отразила в общих чертах состояние и характер художественной практики своего времени. Методу работы средневекового мастера "по образцам" в теории соответствует представление о causa exemplaris - заранее очерченной идее, форме будущего произведения. Это соответствие было результатом, разумеется, не прямого влияния, но единства духовной атмосферы, в которой работали философ и художник. Оно является важным дополнением к сложному вопросу о связи философской мысли 13 века и художественной практики, породивших в тесном взаимодействии поразительное соответствие структуры и образного строя готических соборов со стройной организацией и энциклопедичностью схоластических сумм.

В эпоху готики работа художника окончательно определяется как разумная деятельность. 13 век все более ясно начинает отдавать себе отчет в том, что она является не просто механической, в предоставлении больших прав способностям начинает проявляться признание возможностей человеческой личности. В медленном и постепенном процессе признания творческих прав отдельной личности, утверждении человека как индивидуальности, фигура художника, как и философа, особенно ясно отражает характер этого процесса и его отдельные грани, поскольку философское умозрение и художественное творчество готики наиболее ярко выразили основную духовную тенденцию эпохи ко всеобъемлемости, к объединению всех аспектов бытия, спропорционированных по отношению друг к другу в общей гармонической картине мироздания.

Примечания и литературные источники

  • 1. Thomas Aquinatis Expositio super librum Boethii. De hebdomadibus ... , 4, 10, 440.
  • 2. Цит. по: Scriptum super sententiis magistri Petri Lombardi, I ar., 1 au., 1 dist.
  • 3. См.: Thomas Aquinas Summa Theologiae, lIa-IIae, q. 141, а. 5.
  • 4. См.: Aristotelis decem libras Ethicorum ad Nicomachum expositio, lectio 19, n.605.
  • 5. Summa Theologiae, Ia, q14, Sc. q. 17. а 1.
  • 6. См.: Summa Theologiae, Па-Пае, q 96, а. 2, ad. 2 т.
  • 7. Детальное рассмотрение аквинатовской концепции красоты, а также проблемы идентификации красоты с понятиями блага, с одной стороны, и порядка - с другой, см. у де Брюна (Bruyne Е. de. Op. cit. Brugge, 1946, vol. III, cb. Х; в испанском пер. с. 297-302, 313-325), а также: Kovach F. Die Asthetik des Thomas von Aquin. Berlin, 1961, S. 106-161, 206- 214. См. также: Есо U. IL problema estetico in Tommaso d'Aquino. Milano, 1970, р. 89-154.
  • 8. См.: Quaestiones disputata de potentia Dei. 1, 2 с.
  • 9. См.: Summa Theologiae, 1-11, 57, 4 с; а также: Aristotelis decem libros Etllicorum ad Nicomachum expositio in VI Librum, 1, 3n, 1154.
  • 10. См.: Aristotelis libros Physicorum expositio, L. 4, n 170; Scriptum super sententis Magistri Petri Lombardi, IV, 42, 2, 1 с; Aristotelis libros Physicorum exposito, II, L. 13, n. 256; Ibid., VII, L. 5, n. 917.
  • 11. См.: Quaestiones disputatae de Veritate, 3, 7 с; Quaestio quodlibetales, VII, 1, 3.
  • 12. См.: In 1. librum. Perihermeneias expositio, L. 4, n. 40.
  • 13. См.: Quaestiones disputatae de Vertitate, 23, 1, corpus В. 2.
  • 14. См.: Summa contra Gentiles, III, 10.
  • 15. См.: Aristotelis libros Metaphysicorum expositio, 7, 8, Ь.
  • 16. См.: Summa Theologiae, Iа-Nае, q. 57, а. 3с.
  • 17. Ibid., 1, q. 36, а. 3.
  • 18. Quaestiones disputatae de Malo ... , 4, 2, 17а.
Тэг: Теория искусства (философия)
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...