Становление натурной штудии в первой половине 15 в.

Автор: 10 декабря 2012 в 15:46 в рубрике

Первая половина 15 в, время формирования и первого яркого расцвета ренессансной художественной культуры, была одновременно и периодом становления реалистического рисунка. Сложность композиционных построений фресок Мазаччо в Санта Мария дель Кармине, поразительные по своей жизненной правдивости лица донаторов в его его "Троице" из Санта Мария Новелла, острый реализм образов Донателло, глубокая выразительность и сила характеристик героев Кастаньо были бы невозможны без предварительных подготовительных рисунков, и прежде всего - зарисовок с натуры. Но, к сожалению, от первых десятилетий кватроченто до нас дошло очень мало графических листов. Рисунков ведущих мастеров Флоренции не сохранилось вовсе. Хотя несколько спорных графических зарисовок в настоящее время приписывают руке Донателло и его окружения, графические работы других мастеров насчитываются единицами. Эта невосполнимая утрата явилась, по-видимому, следствием того, что на ранней стадии развития подготовительные рисунки не ценились ни коллекционерам, ни самими художниками: использованные однажды в ходе работы, они становились ненужными, портились и постепенно уничтожались. В этой связи обширное графическое наследие Пизанелло приобретает особую ценность для изучения истории формирования реалистического рисунка.

Фрески Мазаччо

Другая значительная группа произведений графики 15 в., сохранившаяся до нашего времени, принадлежит венецианскому художнику Якопо Беллини, оставившему два альбома зарисовок, исполненных между 1440 и 1450 гг. Весьма разнообразные по содержанию, они включают в основном композиционные наброски, где наряду с традиционными религиозными сюжетами содержится большое количество листов на темы античной мифологии, классической архитектуры, пейзажные мотивы, бытовые сцены, изображения людей и животных.

Практика средневекового искусства знала несколько типов рисунка (исполняющие функции подготовительного рисунка прописи, лежащие в основе живописных композиций, иллюстраций и др.); но "образец", трактуемый предельно широко, как любой источник для воспроизведения, получил наиболее широкое распространение, так как с предельной полнотой выражал специфику средневекового искусства с его строгой зависимостью от религиозной иконографии.

Изображения львов из книги образцов Виллара дн Оннекура

Средневековая практика собирания рисунков в специальные альбомы претерпевает не протяжении 15 и 16 вв. существенную эволюцию, обусловленную в конечном счете радикальным изменением задач художественного творчества. Уже в классической "книге образцов" Виллара де Оннекура содержатся ранние примеры натурных зарисовок. Среди тридцати трех листов его "книги рисунков" самого различного содержания (архитектурные мотивы, декоративные орнаменты, строительные приспособления, чертежи, изображения человеческих фигур, лиц, животных), исполненные на пергаменте свинцовым штифтом с последующей обводкой пером и бистром, находятся две зарисовки льва, сделанные, как поясняет авторская надпись, с натуры. Весьма схематичные и условные, они показывают, как увиденное художником в природе при переносе на бумагу преломляется сквозь призму канонизированных в течение долгого времени приемов орнаментальной стилизации. Собственно натурные зарисовки появляются у мастеров 14 в., начинающих постепенно вводить в живописные композиции реалистические мотивы и детали, написанные с помощью набросков с натуры.

В 15 в. рост удельного веса натурного рисования, формирование новых типов реалистического рисунка, процесс дальнейшей эволюции "образца" и перерастание его в натурную штудию привели к тому, что средневековые "книги образцов" преобразуются в "книги эскизов". В этом плане большой интерес представляют две "книги рисунков" Якопо Беллини, занимающие как бы промежуточное место между первым и вторым типами коллекций. Его рисунки, по существу, являются фондом готовых композиционных образцов, но образцов совершенно оригинального характера. В большинстве своем вольные композиционные импровизации, рисунки Беллини изобразительно воплощают тот обширный и новый круг идей, который принес с собой итальянский гуманизм и ренессансная художественная культура. Вместе с тем, обратившись к теме античной мифологии, образами классической архитектуры и скульптуры, венецианский художник начинает говорить на языке нового искусства, на языке перспективы, открывающей ему, как и ведущим мастерам Тосканы, тайны построения пространства и правильного изображения человеческой фигуры. И поэтому, несмотря на присущие рисункам Беллини некоторую архаичность и сухость, его "книги" - явление нового искусства и важная веха в истории формирования реалистического рисунка. Более непосредственный характер, "книги эскизов", имеет, например, одна из двух "книг" болонского мастера Марко Дзоппо, собранная приблизительно между 1460 и 1470 гг. и содержащая композиционные эскизы и другие рисунки.

Композиционная зарисовка Якопо Беллини

Первый теоретик нового итальянского искусства Л.-Б. Альберти следующим образом представляет себе ренессансную систему подготовительных рисунков:

"Прежде всего мы сделаем наброски и эскизы как для всей истории, так и для каждой ее части… и мы будем стремиться к тому, чтобы каждая часть была нами предварительно как следует обдумана и чтобы мы знали, где она должна быть, как ее сделать и как поместить. А чтобы во всем иметь лучшую уверенность, мы расчертим наши эскизы параллелями и, таким образом, с наших набросков, как из частной записной книжки, перенесем на картину, предназначенную для общественного обозрения, каждое положение и место изображаемых вещей."

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...