Идея труда как освобождения в эпоху готики

Автор: 16 июля 2014 в 11:31 в рубрике
"Средние века были не только эпохой созерцательной деятельности; они были также и эпохой героического труда, воспринимаемого не как рабство, но как освобождение". Э. Маль.

Вопрос о ценности и необходимости человеческих знаний

Иное отношение к художнику и художественной деятельности, свойственное 13 столетию, связано также с совершенно новым отношением к ручному труду, к практической деятельности вообще по сравнению с предшествующими эпохами средневековья. 13 век организовал в стройную систему многие из тех идей, которые были порождены мыслью предшествующего времени. Вопрос о ценности и необходимости человеческих знаний как единственном данном человеку пути искупления греха, приближения к богу и обретения благодати, широко обсуждавшийся в философии 12 века, в 13 веке приобрел окончательную целостность и определенность. Объединенные в систему знания по-прежнему разделяются на свободные и "механические искусства". Последние занимают твердое и определенное положение в этой системе. В то время как наука освобождает человека от невежества, ручная работа, по словам Винсента де Бовэ, освобождает его от тех нужд, которым он оказался подвластен на земле.

Подобно тому, как Винсент включает в свое грандиозное "Speculum doctrinale" - "Зеркало знаний" - и свободные и "механические искусства", их изображения находят себе место в скульптуре готических соборов. Изображения сельскохозяйственных работ по сезонам - средневековый календарь - становятся обязательной принадлежностью скульптурного убранства готического храма. Им сопутствуют аллегорические изображения. различных ремесел и "механических искусств": изготовления металла, архитектуры, сельского хозяйства, разведения скота, помещенные на архивольтах порталов соборов Шартра и Реймса, все разнообразие средневековых ремесел, представленное на витражах Шартрского собора, - кузнецы, мясники, булочники, ткачи, виноделы.

Элементы готического искусства

Среди витражей Шартрского собора мы находим витраж с изображением скульпторов, работающих над созданием статуи. Шартрские витражи прославляют ручной, ремесленный труд. Образы кожевников, ткачей, водовозов, продавцов вина и мехов, таинственно мерцающие со стен готического храма по соседству с житиями святых, являются, пожалуй, одним из самых красноречивых свидетельств и той реабилитации ручного труда, которая произошла в 13 веке, и того почета и уважения, которыми "механические искусства" стали пользоваться в этом столетии, и главным образом того удивительно стройного и законченного воззрения на окружающий мир, которое принимало все явления жизни, природы, человеческой деятельности как естественные и необходимые части бытия, одинаково заслуживающие внимания и уважения и в своем разнообразии воссоздающие гармонию прекрасной вселенной.

Ручной труд в систематическом круге человеческих знаний

Если в 12 веке ручной труд хотя и был уже включен в систематический круг человеческих знаний, но рассматривался как дело "бедных ремесленников и сыновей низкорожденных", 13 столетие в корне меняет эту точку зрения. В разделении искусств на свободные и механические почти исчезает оттенок неравенства, отчетливо придаваемый этому разделению в предшествующую эпоху. Экономические изменения века, большое значение города в средневековой жизни, в сущности, начинающего определять ее экономику, расширение ремесленного производства и спроса на его изделия привели к этой переоценке ценностей в области человеческой деятельности. Практические знания, деловая сметка начинают все более высоко цениться в жизни. Недаром Жильбер дела Поре советовал студентам диалектики выучиться ремеслу булочника. Стремление включить область практических знаний во всем их многообразии в систему знаний человека о мире породило сочинение Александра Некама "De nominibus utensilium", где речь идет о самых разнообразных вопросах хозяйственной и практической жизни того времени. Сочинение сопровождается глоссами, объясняющими всю терминологию, связанную с хозяйством и практической деятельностью, в том числе со строительством и архитектурой. Появление подобного сочинения, да еще вышедшего из-под пера ученого и богослова, сетовавшего на излишнюю страсть людей его времени к украшению своего быта, к нарядным жилищам, костюмам, вещам, знаменовало значительный сдвиг в отношении к тому, что было принято называть "механическими искусствами".

Известный толковый словарь 13 века, составленный магистром Тулузского университета Жаном Гарландом, также содержит множество описаний различных практических работ с подробными глоссами к ним. В частности, в нем достаточно подробно разбирается архитектурная терминология. Естественно, что определенная переоценка значения практической деятельности в эту эпоху и отношение к ней как важному и нужному делу развивается в рамках средневекового мировоззрения, определяясь трансцендентными предпосылками, и не означает коренной ломки в понимании творческих возможностей человека.

Зарисовки из альбома Виллара де Оннекура

Помимо того важного практического значения, которое "механические искусства" приобретают в жизни средневекового человека с повышением ее уровня, с ростом городов, развитием торговли и ремесла, труд в 13 веке становится делом благочестия для самых широких кругов средневекового общества. Известны также случаи канонизации выдающихся мастеров-строителей в 13 веке. Так был причислен к лику святых мастер Бенезет, строивший мост в Авиньоне.

Новые веяния времени, связанные с утверждением нового характера религиозности, в сложении которого огромную роль сыграло францисканское движение с его проповедью всеобщей любви, бедности, братства и смирения, привели к тому, что ручной труд наряду с пожертвованиями в церковь и благотворительностью становится к 13 веку одной из популярнейших форм благочестия. Это относится в первую очередь к работам, связанным с церковным строительством. Вложить свою долю труда в строительство храма почитал за честь каждый. Жизнь крупнейших европейских городов проходила под знаком богоугодного строительства, под сенью воздвигаемых соборов. В этом строительном воодушевлении так или иначе принимали участие все члены средневекового общества.

Культ храмостроителей

Дошедшие до нас вдохновенные описания культа храмостроителей, в котором, без различия положения и состояния, принимали участие люди всех общественных слоев, объединяя свои усилия в подвозке материала к месту строительства, "склоняя под груз телеги прежде надменные, а теперь покорные выи" 1, являются красочным свидетельством этого всеобщего энтузиазма. Первое упоминание об этом принимавшем подчас фанатический характер обычае мы встречаем у аббата Сугерия, описывающего весь процесс строительства церкви Сек-Дени. Высоко оценивая прилив религиозно-строительного энтузиазма населения, Сугерий рассказывает о том, как "весь наш народ и благочестивые соседи, благородные, равно как и простолюдины, обвязавшись веревками и действуя как волы, втаскивали колонны вверх, и на склоне в середине города им навстречу вышли ремесленники, отложившие инструменты своих ремесел, чтобы помериться силой с трудностями дороги, воздавая, как могли, хвалу Господу и святым мученикам" 2. Далее, описывая дождливые дни, когда грязь и слякоть были таковы, что даже волы не могли работать, Сугерий рассказывает, как вызвавшиеся мужчины, "одушевленные благочестивым рвением", "с помощью Господа и при участии святых", с трудом выволокли на себе колонны, лежащие в расщелине каменоломни 3.

Многосотенная толпа везущих нагруженные телеги горожан, в рядах которых "хотя и можно было насчитать больше тысячи голов, не слышно было ни единого слова, ни даже топота, а только тяжелое дыхание" 4, должна была представлять поистине захватывающую картину. Из только что процитированного письма аббата Пьер-сюр-Див Хаймо, описавшего проявление этого культа во время реконструкции Шартрского собора в 1145 году, можно сделать заключение о довольно быстром распространении такого обычая в Нормандии и Иль-де-Франсе. Особенно красочно описание этого культа, приобретшего истинно всенародный характер, в Шартрских хрониках, рассказывающих о пожаре собора в 1194 году. После пожара не только горожане, оплакивающие собор больше своих собственных домов, но и все население соседних деревень и городков, простолюдины наравне с благородными сеньорами и дамами, приняли участие в возобновлении строительства, таскали известь и песок, впрягались в телеги с камнем. Крестьяне по дороге выносили работающим еду и вино.

Сохранилось множество средневековых текстов, повествующих об атом обычае, как писал хронист епископа Оксеррского в начале 13 века: "тем временем возле здания новой церкви там и сям возгоралось благочестие народное ... " 5. Труд стал делом благочестия в несравнимо более широких масштабах, чем в те времена, когда культурная жизнь была сосредоточена в монастырях раннесредневековой Европы. В описании жизни Людевика Святого Гийом де Сен-Патю рассказывает о том, как король, удаляясь в свое любимое аббатство Ройамон, проводил часы за работой на строительстве монастырских сооружений, без отдыха и в полном молчании, как и работающие на строительстве монахи 6.

Тринадцатый век был эпохой, когда труд художника, в сущности, еще не выделился своим привилегированным положением из всей мастеровой, ремесленной среды. Хотя некоторые привилегии и были, видимо, присущи таким представителям художественного производства, как ювелиры, золотых дел мастера и т. п., прежде всего в силу предназначенности их искусства для высших слоев общества, в целом труд художника, скульптора, архитектора не был предназначен лишь для социальных верхов, но для всех членов средневекового общества, к которым было обращено искусство, соединившее все свои силы и возможности в грандиозном ансамбле готического собора. В то же время именно в эту эпоху зарождаются тенденции, которые в Новое время приведут к противопоставлению художника цеховому профессиональному окружению и превращению цехового мастера в самостоятельного художника.

Зарисовки из альбома Виллара де Оннекура

В эпоху готика во Франции, как и в других европейских странах, появляются первые, но весьма явственные признаки этой тенденции. Неизмеримо вырастает по сравнению с предыдущей эпохой круг художников, работающих для двора. К концу готической эпохи, ко второй половине 14-15 вену окончательно складывается тип придворного художника, обладающего большими привилегиями. К 13 веку появляются выдающиеся архитекторы и художники, занимающие иное место в обществе и положение в жизни, чем их романские предшествевники. Если от романского времени сохранилась значительная корреспонденция между аббатствами, настоятели которых просили другой монастырь прислать своего архитектора, то готическая эпоха оставила нам немалое количество документов, в которых церковные или светские князья обращаются непосредственно к художнику, приглашая его к себе на службу. В качестве подтверждения можно обратиться к документам переписки Жоффруа Вандомского с Хильдебертом Лаварденским по поводу архитектора монаха Иоанна. Также интересно послание неаполитанского короля Карла Второго французскому архитектору по поводу строительства церкви и монастыря св. Максимилиана в Провансе.

Зарождение типа архитектора-предпринимателя

Начиная с готической эпохи широко распространяется обычай созыва архитекторов для консультации или совета по предстоящему строительству. Время сохранило нам любопытные документы, дающие возможность представить себе живую атмосферу этих советов, во время которых мастера, возражая заказчику работы, отстаивали свою собственную точку зрения или уступали, в зависимости от обстоятельств. В качестве примера можно привести консультацию архитекторов, созванных графиней Жанной Фландрийской для совета о строительстве францисканского монастыря на территории Валансьенского замка, во время которой архитекторы резко спорили с графиней по поводу местоположения будущего монастыря.

В 13 веке, видимо, зарождается тип архитектора-предпринимателя, руководящего одновременно несколькими строительствами. По переписи тальи, уплаченной в 1292 году парижскими ремесленниками и мастеровыми, среди большинства каменных дел мастеров, плативших пошлину в 5 су, резко выделяется своим богатством один мастер, который должен был уплатить налог в 120 су 7. Многие выдающиеся архитекторы французских готических соборов были владельцами значительной недвижимости, подобно Пьеру де Монтрейль, крупнейшему французскому архитектору 13 века, строителю церкви Сен-Дени и префектehf Сен-Жермен де Пре и, возможно, автору Сев-Шацель в Париже 8, или его родственнику, Одо де Монтрейль, любимому архитектору короля Людовика Святого 9.

Тенденция к возвышению художника, появившаяся в эпоху готики, должна была пройти еще длительный путь развития, чтобы привести к сложению нового социального типа художника, не связанного с цеховой средой. В готическую эпоху мы наблюдаем отдельные ростки этой тенденции; демократические основы цехового строя еще не подверглись систематическому разрушению. Художник был связан кровными узами со всем миром корпоративных отношений и принадлежал по своему положению в средневековом обществе к цеховой ремесленной среде. Целая эпоха общественных и экономических преобразований и изменений отделяет средневековую неразделенность профессий ремесленника от ренессансной разносторонности.

Повышающееся значение художника в средневековом обществе и приобретаемые им привилегии в 13-14 веках уравновешиваются демократическим сознанием самого художника, хотя его представления о ценности собственной личности и своего труда в готическую эпоху, естественно, возрастают, чему мы находим немало свидетельств в подписях и эпитафиях мастеров, а также в документах, высоко оценивающих их мастерство. Его роль и значение повышаются в глазах его современников не только потому, что искусство занимает все большее место в жизни средневековья, и не только благодаря тому, что в целом вырастает художественный вкус средневекового общества. Уважение, которое питали к архитекторам и художникам люди 13 века, вызвано и теми огромными специальными знаниями, которыми нужно было обладать представителям художественных профессий. Высокое представление о художнике и архитекторе, свойственное готической эпохе, является также результатом увеличивающегося в то время значения всякой практической деятельности, характерного для эпохи становления и первого расцвета городской европейской культуры.

Иллюстрации

  • 1. Вверху: башня собора в Лане и зарисовка ее из альбома Виллара де Оннекура. Внизу: зарисовка боковой стены Реймского собора из альбома Виллара де Оннекура и фотография стены бокового фасада Реймского собора.
  • 2. Зарисовки архитектурных элементов из альбома Виллара де Оннекура.
  • 3. Зарисовки человеческих фигур из альбома Виллара де Оннекура.

Литература и источники

  • 1. Цит. по: Добиаш-Рождественская О.А. Западная Европа в средние века, с. 69.
  • 2. Abbot Suger, p. 93-94.
  • 3. Abbot Suger, p. 95.
  • 4. Dehio G., Op. cit., 2, S. 23.
  • 5. Mortret V., Deschamps P., vol. 2.
  • 6. См.: Vie de Saint Louis psr Guillaume de Saint-Pathus. Publ. par H. Delaborde. Paris, 1899, p. 71, 86, 91.
  • 7. Le Livre de la Taille de Paris pour I'an 1298. - In: Geraud H. Paris sous Philippe de Bel. Paris, 1837.
  • 8. Aubert M. - In: "Bulletin de la Societe Nationale des Antiquaires de France", 1943, p. 115-118.
  • 9. Abbe de Launay. Pierre de Montreuil. - Revue arheologique, 1921, p. 239-242.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...