Культура индейцев древнего Перу до испанской оккупации

Автор: 10 мая 2014 в 11:20 в рубрике

На протяжении более чем 2000 лет, прежде чем испанцы пришли в Перу, на южноамериканском континенте великие культуры возникали и уходили в небытие, завоевывались соседними и ассимилировались. Данная статья является вводной в цикл тематических статей об искусстве индейцев Древнего Перу. Цикл статей включает следующие темы: керамика, орнамент, украшения, скульптура.

Введение

Горный хребет Анд отделяет пустынные прибрежные районы от влажных лесов Амазонии. Здесь, посреди двух противоположных миров, на плоскогорьях и долинах Анд 9000 лет назад обосновался некогда кочевой народ. Бывшие кочевые охотники постепенно становились оседлыми фермерами, одомашнили животных и окультурили растения. Предметы, которыми пользовались представители этого народа, в большом разнообразии присутствуют в археологических находках и датируются преимущественно 2-м тысячелетием до нашей эры.

Жизненный уклад и миропонимание древних перуанских обществ имели общие черты. Мир представлялся состоящим из трех других миров: неба, где живут боги (образ птицы), земля, где живут и работают люди (образ животного семейства кошачьих), и преисподняя, где обитают мертвецы (образ змеи). Миры соединяются посредством жидкости - воды, чичи (кукурузная водка) и крови. Священники и правители совершали обряды и приносили жертвы, прося у неба дождя и солнечного света, чтобы вырастить урожай. Жертвенная кровь была необходима, чтобы отвести опасность катастроф, таких как землетрясения, засуха и наводнение.

Верования и миропонимание нашли отражение в резьбе по камню, керамике, ткачестве и металлообработке во всех индейских культурах от Чавин (1500-200 до н.э.) до инков (1400–1533 н.э.). Но современная наука не понимает многих исторических фактов и артефактов, не может установить их взаимосвязи, а знания о древних индейских культурах наука получает лишь из предметов, найденных при раскопках могил правителей и знатных людей.

Почти все, что мы знаем о культуре древней перуанской цивилизации, основывается на культе мертвых. По набору предметов и их взаимному расположению в той или иной могиле мы можем судить о положении, которое занимал человек в обществе. Ранг человека узнается по соответствующей амуниции, захороненной вместе с ним. При этом изделия из золота обнаруживаются только в могилах индейской элиты.

Индейское искусство

Известные индейские культуры Древнего Перу

Наидревнейшей считается культура Чавин (1500-200 до н.э.). Чавин - это, предположительно, религиозный культ, процветавший в высокогорных областях, центром которого считается большой ритуальный комплекс Чавин де Хуантар.

Чавин, наряду с Куписнике, Виру-Галлиназо и Пакопампа, относится к культурам северным.

Пакопампа - это район археологических раскопок в Северном Перу, в современном департаменте Кахамарка.

К самым ранним индейским культурам относятся также Паракас, Викус, Фриаска и Рекуай. Искусства и религия Паракас находилась под сильным влиянием культуры Чавин. На полуострове Паракас (Южное побережье Перу) в пещерных гробницах археологами были найдены замечательные образцы замысловатого текстиля - сотни слоев вышитой ткани: плащи, хламиды, туники, головные уборы. Все были сделаны из шерсти альпаки и ламы.

Викус - это изолированная культура Северной долины Пьюре, ремесленники которой славились искусством металлургии, особенно работой с позолоченной медью.

Фриас - переходная культура между древней в Альта Пьюре и современной, характеризующаяся работой с витой проволокой и листовым золотом.

Культура Реквай возникла в области, известной как Анкаш в Северном нагорье Анд. Традиции Реквай включают образца белой и красной керамики, резьбу по камню, скульптуру, архитектуру.

Чанкей относится к культуре центральной части побережья Перу. Характеризуется уникальной текстильной продукцией и своеобразной керамикой.

Чирибая - культура Южного Перу, процветавшая в наиболее плодородных областях.

Дизайн и технологии: текстильная продукция

Древние перуанцы изготовляли одежду из текстиля, выработанного из растительного и животного сырья. Такие материалы, как тростник, агава, конопля и камыш использовались для создания корзин и сандалий. Из высокопрочных материалов, необходимых для прядения и ткачества, отмечается использования хлопчатника.

Прядение осуществлялось на вертикальных станках. Для придания тканям блеска и их окрашивания применялись растительные и минеральные красители в сочетании с некоторыми едкими веществами, такими как алюминий и моча, предотвращающими выцветание.

Вопросы о культуре древних индейцев…

которые продолжают оставаться открытыми

Исследуя символику золота и серебра древних культур Анд, ученые улавливают двойственность в использовании этих металлов. Почему эта двойственность была таким важным аспектом культурной жизни? Почему Чиму предпочитали создавать объекты из серебра, а не из золота?

Известно ошеломляющее количество золотых инкских кубков. Около 200 кубков обнаружено в одной могиле на Батан Гранде. Какую ритуальную или иную другую функцию выполняли золотые кубки?

Какова техника чеканки?

Каковы положительные и отрицательные свойства минеральной киновари, которая широко использовалась в ритуалах?

Наиболее знаковым аспектом древнего Перу считается текстиль. Почему текстильная продукция, произведенная индейцами во время конкисты, считается наиболее ценной?

Как стиль Чуму повлиял на дизайн и производство металлических объектов культуры инков?

Какие методы производства использовались для создания золотых произведений искусства в древнем Перу?

Статьи о древней культуре перуанских индейцев…

Орнамент

Индейский орнамент на примере реальных произведений искусства доколумбовой эпохи

Декоративные изделия и орнаменты индейцев Древнего Перу

Орнаментации текстильной продукции индейцев Древнего Перу

Мантии культуры индейцев Паракас

Тэг: Теория искусства (философия)
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...