Декоративно-прикладное искусство индейцев

Автор: 09 сентября 2011 в 15:06 в рубрике
Страница 1 из 8. Список глав

Искусство керамики американских индейцев

Искусство керамики американских индейцев - это древнее наследие индейской культуры, которому более двух тысяч лет. Самые первые найденные образцы древней индейской керамики представляли собой плетеные корзины, облепленные глиной и в большинстве случаев необозженые.

По всей видимости была необходимость изготавливать такие корзины, но они должны представляться больше роскошью, чем чем-то другим. Их использование предполагает оседлый образ жизни, ведь подобные корзины не транспортабельны. А делали их скорее всего для того, чтобы хоть как-то защитить зерно и другие продукты от грызунов. Но и настоящие гончарные изделия из обозженой глины не предполагают транспортировки, ведь некоторые сосуды достигали в высоту до полутора метров.

Индейцы с древности владели технологиями полировки и живописи на керамике. Большинство приемов работы с гончарными изделиями не изменились до сих пор. С появлением "белых" индейцам стало доступно также и глазурирование изделий.

Керамика не является и никогда не являлась для индейцев чисто утилитарной вещью. Керамика - это дух. Это продукт Матери Земли; тело Земли образуют стенки сосуда, щедроты Земли иллюстрируют рисунки на нем. Керамика занимает особое священное место в культуре индейцев, а ее функции заключаются как в церемониальном употреблении, так и в утилитарном. Дети Матери Земли, которые создают керамику, знают Дух Земли, знают краски, и в конечном итоге сам сосуд. Существуют даже специальные песни-молитвы, которые призваны сопровождать каждый шаг в процессе создания гончарного произведения искусства.

Искусство керамики северо-американских индейцев

Хотя индейцы Пуэбло жестоко эксплуатировались испанцами и вынуждены были даже принять католицизм, их исконная религия и культура полностью не была искоренена. Вместо этого индейская культура и религия "ушли в подполье". Когда Американцы победили в войне с Мексикой и заняли весь Юго-Запад, они практически полностью игнорировали присутствие здесь народа Пуэбло, который не был так агрессивен как Апачи и не терроризировали колонии поселенцев, как это делали Навахо. Пуэбло оказался крайне мирным народом, поэтому их религия и культура остались практически неизменными до сего момента. И только совсем недавно культура Пуэбло действительно была под угрозой. Пуэбло, эти крошечные разрозненные поселения коренных индейцев как маленькие островки в мире чуждой для них культуры, обнаруживают, что их молодежь не склонна говорить на родном языке, не склонна принимать сложные ритуалы и строгую мораль своих предков.

Тем не менее несмотря на эту тенденцию, изготовление керамики не прекратилось. Только теперь в нее вкладывают совсем другие функции - рыночный товар. Но внутреннюю свою красоту формы декоративно-прикладного искусства индейцев Пуэбло не потеряли.

Глина, используемая в традиционной индейской керамике, как правило, собиралась около дома. Она выкапывается из земли и выглядит просто как кусок камня или грязи. Многие племена скрывают свои источники глины от чужих глаз и держатся в строжайшем секрете. Есть традиционные молитвы, предназначенные специально для сбора глины. И когда глина извлечена, ее перемалывают и замачивают в воде, чтобы устранить различные примеси. Кроме того в глину добавляют и размолотые в порошок старые черепки, причем чем старее черепок, тем лучше, ибо новая глина впитает старый дух. Такую смесь оставляют мокнуть на две недели.

Индейцы могут получать из одного куска глины различные ее разновидности, причем одна глина служит для изготовления формы сосуда, а другие для разных целей, таких как слой верхнего покрытия. Согласованность и совместимость глин должна быть абсолютной, иначе изделие может расколоться уже при самом его изготовлении. Поэтому подготовка глины - это целое искусство.

Как только глина готова, формируются горшки с использованием разных методов в зависимости от будущего размера и формы. Небольшие изделия делаются прямо в руках. Большие изготавливаются тем же способом, какой применяет любой гончар. Только индейцы лепят горшки немного по иному: раскатывают глину в длинные "колбаски" и выкладывают форму будущего сосуда по спирали.

У разного племени разная керамика. Из Санта-Клара она толстостенная, хопи делают тонкостеннцю керамику, что намного более сложно и требует особо тщательного процесса приготовления глины.

Искусство керамики северо-американских индейцев

Высохшее изделие полируется вручную гладким куском тыквы или даже крышкой консервной банки. Более тонкая полировка осуществляется камушками различных форм и размеров с использованием воды. Полировальные камни, которыми служит обычная галька, всегда поддерживаются во влажном состоянии. Полируют быстрыми движениями, причем вода при этом начинает пениться под камнем. Потом изделие протирают тряпкой и снова полируют. Процесс повторяется столько раз, сколько нужно для глубокой полировки сосуда.

Некоторые горшки считаются уже готовыми и после полировки. Тут все зависит от замысла художника, который может даже не декорировать изделие, считая, что Дух Земли уже достаточно вошел в изделие. Если же декор используется, то и тут существует несколько технологий: от простого нанесения краски до технологии сграффито, когда слой глины процарапывается. К орнаменту художник подходит особо тщательно, ведь у него нет шанса на ошибку. Краски используют в основном минеральные, смешанные с глиной, причем у разных племен своя технология росписи.

Как только горшок декорирован, его можно начинать обжигать. Процесс этот также не обходится без соответствующих молитв. Должна быть благоприятной даже погода, земля должна быть теплой, иначе горшки при обжиге будут разрушаться. Готовые изделия выкладывают на лист металла или на большие черепки разбитых горшков. Иногда строится многоэтажная конструкция из изделий разного размера. Потом все это засыпается песком и получается нечто наподобие кургана. Этот курган затем покрывают сухим коровьим или овечьим навозом и поджигают, используя исключительно старый метод - трение. Воздух внутри кургана должен иметь возможность свободно циркулировать между сосудами. Температура внутри такой печи регулируется количеством топлива, воздуха и размером насыпи.

Индейцы пользуются также и современными методами обжига, такими как электрические печи. Однако большинство индейцев предпочитают традиционный способ. Используются также и современные краски, которые более яркие. В конечном итоге применение традиционной или современной технологии отражается только на цене готового гончарного изделия.

Небольшая галерея гончарных изделий индейцев на следующей странице.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...