Отличительные особенности мордовской народной вышивки

Автор: 26 мая 2010 в 16:43 в рубрике

Мордовская народная вышивка как вид декоративно-прикладного искусства имеет свои отличительные особенности в искусстве народов России. Эти особенности выражаются в наборе орнаментальных мотивов, композиции, технике вышивания. В орнаменте мордовской вышивки нашли широкое применение сетчатые узоры и сложные розетки, построенные на основе многочисленных вариантов ромбов. Основными орнаментальными мотивами бордюров являются ромбы с продленными, продленными и загнутыми гранями, ромбы с тремя и большим количеством отростков на каждом ребре, нередки более сложные мотивы из 2-4 ромбов (или их частей). Орнаментальные мотивы бордюров почти всегда усложняются введением дополнительных элементов и перемычек, а также исключением отдельных элементов. В качестве самостоятельных элементов и мотивов в орнаменте мордовская вышивка широко используюет негативные узоры. Рассматривая вопросы происхождения мордовского орнамента, мы не можем не обратиться к орнаменту на изделиях из твердых материалов, к шитью бисером и узорному ткачеству. Орнамент на изделиях из глины, кости, металла, встреченных в могильниках, на городищах и селищах древней мордвы (1 - первая половина 2 тыс. нашей эры), состоит из простейших геометрических мотивов: углов, крестов, треугольников, ромбов, зигзагов, отрезков параллельных прямых, узоров типа "елочка" и т.п. Орнаментальные мотивы из этих фигур прослеживаются на различных изделиях на протяжении 1-2 тысячелетий. Идентичные геометрические узоры характерны для изделий из дерева 18-20 вв. Орнамент из косых крестов, ромбов и зигзагов (вышивание и шитье бисером) обнаружен и на фрагментах тканей, найденных в могильниках, охватывающих широкий хронологический диапазон: от 7 в. до 17 в. Все эти простейшие орнаментальные мотивы широко распространены и изделиях ручной работы, относящихся к 19 - началу 20 вв. Бытование и сохранение простейших форм геометрического орнамента на протяжении почти двух тысячелетий указывают на типичность этих форм для мордвы. Однако орнаментальные мотивы, построенные на основе ромба и его вариантов и характерные для мордовской народной вышивки, в различной степени распространены и в орнаменте всех окружающих мордву народов. Зооморфные, растительные и антропоморфные мотивы мордовской народной вышивки также имеют аналогии в орнаментах, тканья и вязания русских, марийцев, чувашей, башкир, удмуртов, народов коми. Общие черты в декоративно-прикладном искусстве народов, относящихся к различным языковым группам, были обусловлены общностью их исторических судеб в пределах Волго-Уральской области.

Орнамент из простейших геометрических фигур является составной частью обширного комплекса геометрических узоров, распространенного в Западной и Восточной Европе, на Кавказе, в Средней Азии, и Западной Сибири.

Схема вышивания орнамента бисеромРис. 30. Схема вышивания орнамента бисером.

В рукоделии мордвы-мокши и мордвы-эрзи, несмотря на некоторые различия в технике вышивания, в размещении вышивок на рубахах и других частях одежды, отчасти - в колорите, наблюдается общность орнаментальных мотивов, в композиции; структура отдельных частей одежды тождественны до мельчайших подробностей. Это обстоятельство, наряду с данными антропологии и лингвистики, позволяет высказать предположение о едином покрое нательной рубахи в 1 тыс. нашей эры у древней мордвы, проживавшей в пределах Волго-Окско-Сурского междуречья. Вывод о едином покрое нательной рубахи у всей древней мордвы, о покрое, близком к мокшанскому, находит свое подтверждение в целом ряде фактов: вышивки на обрядовых и частично на будничных рубахах мордвы-эрэи сохраняют некоторые особенности компонования вышивок на мокшанских рубахах; покрой рубах (и расположение вышивок) мордвы-терюхав близок к мокшанскому покрою; в селе Алемаеве А.О. Гейкелем зафиксирована рубаха мордвы-эрэи покай, имеющая мокшанский покрой; в расположеиии вышивок на рубахах мордвы-терюхан, мордвы-эрзи и мордвы-мокши юго-западных районов имеется много общего (слабо выражена или совсем отсутствует имитация разреза спереди, отсутствуют парные полурозетки на подоле спереди и сзади), коллекция орнаментальных мотивов вышивок этих групп мордвы также похож; наспинные вышивки мордвы-мокши юго-западных районов имеют аналогии в декоративном ансамбле костюма мордвы-эрзи (шокши). Появление у мордвы-эрзи иного покроя нательной одежды (и отсюда - иной композиции вышивок, состава орнаментальных мотивов), нежели у остальных народов Волго-Уральской области, обусловлено, скорее всего, длительными контактами в 1 - начале 2 тыс. нашей эры сначала с балтами, а затем - с восточными славянами, позднее - с русскими. Отток В 1 тыс. нашей эры рязано-окского населения преимущественно на северо-восток и юговосток обусловил единообразие в композиции и ансамбле орнаментальных мотивов у мордвы-терюхан, мордвыэрзи (шокши) И мордвы-мокши юго-эападных районов. Участии муромы в формировании мордвы-эрзи неоспоримо доказывает следующий факт: специфическое поясное украшение пулагай по своей конструкции и композиции вышивок имеет аналогии в поясных украшениях муромы, а поясное украшение ожа нучка имеет созвучие даже в деталях с поясным украшением муромы.

Локализация и орнаменталистика головных уборов мордвы свидетельствуют о том, что исходная форма многих типов головных уборов 19 - нач. 20 вв., была единой или во многом сходной. Она представляет собой полосу ткани шириной до 16-20 сантиметров и длиной до 80 сантиметров, один конец которой закреплялся на лбу, а другой перекидывался через темя на затылок. Верхняя часть головного убора оформлялась в виде мешка прямоугольной или трапециевидной формы. На лбу головной убор закреплялся узкой полосой специальной ткани или металлическим венчиком, которые на затылке застегивались (завязывались). Эта конструкция головного убора нашла свое отражение в локализации вышивок, их характере. На большинстве головных уборов мордвы (19-20 вв.) четко оформлен спереди прямоугольник узора (ширина его - 16-18 сантиметров). Положение венчика отмечается горизонтальной полосой узора, по ширине, равной венчику. По орнаменталистике эта полоса декора обязательно отличается. К концу 20 века сохранились типы головных уборов, у которых горизонтальная декоративная полоса отсутствовала, холст оставался невышитым, а головной убор закреплялся на лбу вышитой полоской ткани, имеющей жесткую основу и совпадающей по размерам с металлическим венчиком 8-11 вв. Имитация застежки (завязки) венчика на затылке встречается в декоративном оформлении головных уборов. Общность конструкции головных уборов, однако, не исключает относительно четкого выделения по данным орнамента локальных групп мордвы. Среди них особенно выделяется вышивка мордвы-эрзи Нижегородской области и мордвы-мокши Нижегородской области, Ельниковского и Краснослободского районов и между которыми есть определенное сходство.

Следует отметить, что рукоделие мордвы-эрзи Нижегородской области имеет больше аналогий у мордвы-мокши западных и юго-западных районов и мордвы-эрзи Заволжья. Это обстоятельство снова подтверждает правильность вывода, что в северной части Волго-Окско-Сурского междуречья в 1 тыс. нашей эры проживало население скорее прамокшанское, нежели праэрзянское. К концу 1 - началу 2 тыс. нашей эры население рязанского и муромского Поочья, расселяясь в бассейнах рек Цна (нижнее течение), Теша и Пьяна, ассимилировало близкородственное ему население, положив начало формированию мордвы-эрзи.

В конце 19 - первой половине 20 в. идет быстрый процесс замены традиционной одежды костюмом городского покроя.

В 1936 г. в Рузаевке мастерская национальной художественной вышивки начала выпуск изделий, выполненных на основе народных традиций. Созданный в 1967 г. при Саранском промкомбинате Министерства местной промышленности цех художественной вышивки был реорганизован в 1969 г. в фабрику «Мордовские узоры». Ныне во все концы нашей страны и за рубеж поступают платья с мокшанской и эрзянской вышивками, декоративные салфетки, скатерти и изделия ручной работы, воспроизводящие лучшие образцы народной вышивки.

В современных условиях народное культурное наследие мордвы сохраняется и развивается культурно-просветительными учреждениями Мордовии.

Процесс рекультурации стимулируется совместной деятельностью министерств местной промышленности, просвещения и культуры по профессиональной ориентации школьников. На базе цехов по изготовлению изделий художественных промыслов организуются центры по профессионально-художественному освоению национальной вышивки, шитья бисером и резьбы по дереву.

Современные традиции используются мастерами-прикладниками Ичалковского, Рузаевского, Ардатовского, Ельниковского, Мельцанского и других промкомбинатов, изготовляющих мордовские сувениры из дерева и глины. Мельцанские расписные матрешки, декоративные футляры, кружки, пари, солонки пользуются широким спросом. Точеные расписные футляры "Мокшанка" и "Эрзянка", многоместная матрешка "Мордовочка" воспринимаются ныне как традиционные предметы мордовского быта. Орнаментальные мотивы мордовской народной вышивки, ее колорит стали обязательным элементом оформления интерьеров общественных зданий, декоративных панно, театральных реквизитов профессиональных и самодеятельных коллективов, составной частью архитектурного декора домов, улиц и площадей.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...