Магия жизни и смерти в орнаментах народов индонезийского архипелага

Автор: 06 июня 2017 в 06:37 в рубрике

На протяжении нескольких тысяч лет вплоть до 40-х годов 20-го века на части материковой и островной Юго-Восточной Азии культ предков и почитание духов природы служили базисом традиционных верований и всей культуры. Культ предков был стимулом для создания великолепных и необычных произведений искусства, в том числе магических, приносящих как удовольствие от жизни, так и обеспечивающих безопасный проход человеческой души в потусторонний мир. Немаловажно упомянуть и о древнем ритуале охоты за головами, занимавшем первостепенное место в культуре данного региона. Если спросить у коренных жителей Новой Гвинеи или островов Калимантан, Суматра, Ментавей и ряда других местечек Индонезии: правда ли, что их деды еще в 40-х годах 20 века устраивали охоту за головами, они многозначительно промолчат. Ведь власти Индонезии и христианская церковь и поныне продолжают бороться с этим древним обычаем. Поэтому приверженцам дедовских обрядов ничего не остается, как тщательно скрывать то, что недавно считалось почетным и уважаемым занятием.

Туземцы отправлялись на столь своеобразную охоту вовсе не потому, что отличались невероятной жестокостью. Все было гораздо проще. Жители индонезийских островов испокон века верили, что жизненная сила человека заключена в разных его органах, и особенно — в голове. Отсюда практика убийства членов противоборствующих общин с сопутствующей добычей трофейных голов была совершенно необходимым ритуалом и обрядом посвящения в мужчины молодых людей и имела огромное значение для обеспечения процветания клана. В качестве подтверждения доблести воина, клочки волос жертвы "вживлялись" в поверхность щитов. Хотя варварская практика убийств больше не практикуется, декоративные щиты продолжают использоваться для театрализованных представлений.

На иллюстрации представлены образцы щитов народов Борнео (Индонезия, конец 19-го, начало 20-го века). Вся поверхность сплошь покрыта орнаментами. Графически орнаментация складывается переплетением спиралей, кругов и завитков, образуя в центре композиции свирепое лицо с выпученными глазами и клыками. Чем страшнее лик, тем эффективнее защищен воин во время налета на противоборствующий клан.

Боевые щиты охотников за головами

Так многие народы индонезийского архипелага жили более 2000 лет. Во многих районах Юго-Восточной Азии богатство и власть распределялись среди благородных семей. Поселения разделялись на доминирующие и подчиненные кланы и роды. Иерархия регулировалась соответственно. Превосходство одной семьи над другой зависело от родословной, а также от легенд о происхождении основателя поселения. Хотя высокий статус можно было заработать, например, проявив доблесть на поле боя.

Статус, богатство и власть подчеркивались в одеждах, как, например, эти расшитые бисером одежды дворянки начала 20-го века с острова Борнео.

Платье из бисера индонезийской дворянки

Орнаментальная композиция вышита бисером, причем считалось, что чем больше бисеринок нашьешь на одежду, тем больше будет урожай риса. Однако одежда, сплошь расшитая бисером, весила соответственно.

Юбки из бисера индонезийских дворянок

Каждый элемент узора имеет свое ритуальное значение. Например, на предыдущей иллюстраций слева мы видим, как геометрический узор естественным образом перетекает в стилизованное изображение птицы. Это - курица.

Курица, похоже, всегда была особенностью деревенской жизни и искусства с доисторических времен. Пока самка птицы является символом плодородия, петух представляет собой мощный символ мужской отваги в островной Юго-Восточной Азии, где петушиные бои является важным ритуалом и спортом. На следующей фотографии пример тканого текстиля, в нижнем сегменте которого изображен петух.

Орнамент стилизованный петух

Подобные богато орнаментированные одежды знати и любой текстиль, показывающий мотивы куриц или петухов, наряду с водными изображениями нижнего мира (змей, рыбы и кальмары) - магические символы изобилия и процветания. Ниже показана орнаментальная композиция со стилизованными изображениями водного мира.

Духи наго, вышитые ракушками

На иллюстрации парадный пиджак начала 20-го века с острова Борнео. Ракушками вышит узор из переплетающихся змей - наго - одних из самых мощных и устрашающих духов. Поскольку использование подобных орнаментов в части индонезийского общества было закреплено за знатью, то и цель их нанесения на одежды - подтвердить высокий статус, авторитет и благополучие владельца.

Для украшения одежд элиты помимо бисера применялись ракушки и бусины, сделанные из природных материалов. Эти древнейшие аксессуары служили основным средством построения орнамента на текстильных изделиях. С повышением доступности разноцветных стеклянных бусин в два предыдущих столетия привело буквально к взрыву искусства вышивки, к появлению огромного количества сказочных бисерных одежд по всей Юго-Восточной Азии. Но основными элементами орнамента остаются древние зооморфные мотивы как символ плодородия и изобилия. Особенно узоры на основе стилизованных изображений домашних животных как имеющих основополагающее значение для деревенской жизни.

Забота о сохранении рода, плодородии и изобилии издавна являются центральными темами древнего искусства Юго-Восточной Азии. Помимо изображений куриц можно встретить и другие специальные символы плодородия и процветания - многодетная семья, обильный урожай, стадо скота. Все это считается признаком духовной гармонии, а неопределенность и непредсказуемость материального природного мира дает импульс для ритуалов.

Накидка в виде шкуры питона

Это накидка из района Коди западной Сумба, предназначенная для членов местной аристократии. Дизайн накидки сравним с пятнистым рисунком кожи питона. В Коди змеи и другие рептилии связаны с родовыми божествами и загробной жизнью, а способность питона сменять кожу считается мощной аналогией перерождения. Центральная область накидки - изображение священного "золота Мамули" - эмблема женской сексуальности, важный элемент подарков жениха невесте во время брачных переговоров.

Антропоморфные существа

Церемониальная юбка женщины Лампунг (Суматра, Индонезия, 19 век) отображает загадочные антропоморфные фигуры с излучающими какие-то флюиды головными уборами. Скорее всего, это неизвестные нам сложные разновидности головных уборов, возможно из перьев. Странные фигуры составляют центральную полосу орнамента. Некоторые фигуры имеют форму песочных часов, другие напоминают кальмаров. Некоторые идут попарно, иногда с обнаженными гениталиями.

Погребальные покрывала с геометрическими орнаментами

На этой иллюстрации хлопковые погребальные покрывала из района Калумпанг (Сулавеси, Индонезия, 19 век). Здесь орнаментация простая, на основе геометрических узоров, состоящая из углов, спиралей, крестов и треугольников.

Священная ткань с крестами

А это чисто церемониальное изделие (Сулавеси, Индонезия, 19 век). Эта священная ткань использовалась во время праздников сельскохозяйственного цикла. В центре символическое изображение переполненного загона для водных буйволов (снова изобилие и процветание). Окружающие стада представлены крестиками.

Индонезийская картина мира

На этой иллюстрации изображена картина мира по версии народов Юго-Восточной Азии. Орнамент показывает анимистические сообщества как многоуровневую систему, состоящую из земного (человеческого) мира, помещенного между двумя сверхъестественными уровнями. Верхний уровень - мир неба, верхний мир; нижний уровень - нижний мир, реки и море. Оба мира являются доменами предков, божеств и духов природы.

Аналогичные мотивы встречаются в орнаментах спинок на тронах знати.

Резной трон знати

Троны с декоративными спинками вырезались из дерева. На иллюстрации фотографии спинок тронов с изображениями верхних и нижних сфер, со змеями, птицами и растительными мотивами. На одном вполне реалистично изображена человеческая голова, которая может олицетворять конкретного предка.

В традиционной для Юго-Восточной Азии манере области мертвых и живых изображены как зеркала трехчастной вселенной. Домашние животные, загон под домом, рептилии и рыбы плавают в реках. Человеческая активность наблюдается в среднем пространстве свайного дома, в то время как священная полость крыши над обителью предков представлено как место хранения священных семейными реликвий.

Священна полость крыши представлена не просто так, а является одним из важнейших элементов в структуре верований. Обычно непосредственно под крышами домов оборудовался родовой алтарь, подобный показанным на иллюстрациях.

Антропоморфный родовой алтарь

Родовой алтарь, остров Танимбар, Индонезия, 19 век. Такие алтари поддерживают крыши больших домов и обычно располагаются в местах дома, где спят незамужние дочери. По форме резное изделие напоминает сильно стилизованную фигуру человека с вытянутыми руками, которые превращаются в декоративные изогнутые ветви.

На этой же иллюстрации справа показана одна из частей родового алтаря. Символизирующий источник плодородия, этот резной алтарь изображает стилизованного женского предка. Из изобразительных особенностей здесь можно выделить удлиненный нос, большие глаза и головной убор. Выдающиеся груди и криволинейные цветочные мотивы намекают на фертильность.

И последнее, что особенно отмечается в декоративном искусстве народов Юго-Восточной Азии, - корабли и лодки. Сложный орнамент в форме корабля - наиболее повторяющееся изображение во всем древнем искусстве Индонезии. Корабль не только средство передвижения и ловли рыбы, но и символ движения, символ перехода, особенно в мир предков.

Орнамент с изображением корабля

Резной орнамент

Носы каноэ обычно украшались резными орнаментами, например, изображением петуха, подобно показанному на иллюстрации с острова Танимбар (Индонезия, 19 век). Резной орнамент, изначально помазанный волшебным зельем, выполняет функцию защиты, оберега, где петух - символ самца. Созданию подобных изображений с мифическими и полумифическими существами уделялось особое внимание.

В целом для культуры рассматриваемого нами региона характерно то, что человек стоит в одном ряду со всеми живыми существами, но человек коренным образом отличается от всех других живых существ способностью к творчеству. Способность творить является особой способностью человека, и древние индонезийские художники об этом знали.

Читайте также:

Статья об орнаментах народов Юго-Восточной Азии является компиляцией множества материалов с официального сайта Национальной галереи Австралии (National Gallery of Australia, nga.gov.au).

Тэг: Декоративно-прикладное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...