Узор на древнерусском браслете. Симаргл и Сенмурв.

Автор: 14 мая 2012 в 14:21 в рубрике
Страница 1 из 3. Список глав

Браслет состоит из двух серебряных створок, размером по 9 х 6 см. Они соединялись шарнирно меж собои 6 петлями. Техника: литье, выколотка гравировка чернение золочение. На каждой створке в обрамленном позолоченной окантовкой и рамкой из ложной зерни прямоугольном клейме помещены изящно скомпонованные, аналогичные по сюжету, но отличающиеся в деталях исполнения изображения мифических существ с чертами хищных птиц и хищных млекопитающих. Он может быть сопоставлен не только с похожими ювелирными изделиями, но и со стилем книжных миниатюр. Появление его ощутимо в книжном орнаменте в 12 в., расцвет же приходится на 14 в.

Створки серебрянного браслета с изображениями хищных птиц и хищных млекопитающихСтворки серебрянного браслета.

Стилистический анализ изображения и техника изготовления позволяет с большой долей вероятности утверждать, что обруч выполнен в Киевских или Черниговских ювелирных мастерских не ранее конца 12 и не позднее первой половины 13 века.

Древние изображения СэнмурвовИзображения Сэнмурвов стилистически наиболее близкие к нашему. Слева - с обруча из Старорязанского клада, слева - с обруча Киевского клада.

Обе створки браслета являют типичный пример антитетической композиции. Главные персонажи сюжета на обеих створках - развернутые спинами друг к другу (но в одном случае - с повернутыми навстречу головами) фигуры сэнмурва (птица с собачьей головой и лапами) и грифона (птицеподобное крылатое существо с парой лап зверя и головой орла) или орла.

Полных аналогий браслету нет. Но имеются аналогии и в архитектуре. В первую очередь это декор Борисоглебского собора в Чернигове (так наз. «Семаргл»). На «портале с драконом и орлом» ленточное плетение развертывается, частично оплетая сами фигуры, вокруг пары противостоящих крылатых существ - одного с головой птицы, другого с головой собаки.

Изображения Сэнмурва и Симурга с капитеди Борисоглебского собора в ЧерниговеИзображения Сэнмурва и Симурга с капитеди Борисоглебского собора в Чернигове.

Фигуры на браслете окружены и частично оплетены ременной плетенкой, в которой при желании можно увидеть и стилизацию побегов и ветвей (Мировое Древо? Виноградная лоза?). Одна из лент выходит из конца крыла одного существа и завершается в конце крыла другого, совершив несколько затейливых петель по площадке клейма. Другая оснащена проросшими листочками на конце, и на одной створке замыкается сама на себя (при некоторой доле фантазии можно было бы увидеть в этом символ круговорота времени), а другая словно вытекает из хвоста орла-симурга.

Сэнмурв и симург трактованы выразительно, и воспринимаются одновременно как стражи возможно олицетворенного плетёнкой Древа Жизни и одновременно как его неотъемлемые части, поскольку плетенка не только овиваeт их фигуры, но и прорастает из крыльев этих существ.

Заставка с парой Сэнмуров из сербского ШестодневаЗаставка с парой Сэнмуров из сербского "Шестоднева".

Скорее всего, композиция сопрягается с космогонией «Авесты», сложившейся задолго до возникновения славянской культурной традиции, и отражает сакральный образ очень древних языческих комплексов. Симург - фантастическое существо из иранской мифологии, царь птиц. Этот образ - один из центральных в космогонии «Авесты». Изначально Симург - гигантский мифический орёл. Однако затем в Иране складывается представление о Симурге как существе полиморфном, выглядящем как огромный сокол с женской грудью или как хищная птица с головой льва или собаки. Сэнмурв-Паскудж, крылатая собака, охранитель древа жизни, часто толкуется как ипостась или трактовка образа Симурга. На браслете присутствуют оба образа одновременно, а значит, в восприятии создателя браслета они разъединены. Художник, безусловно, знал, что именно изображает, а не бездумно копировал красивую картинку. Вряд ли древние ювелиры работали по принципу из недавнего анекдота о русских нуворишах: «побольше золота, сюда, сюда и сюда бриллианты, а на крест - гимнаста». И тут уместно будет вспомнить, что по одним источникам, Симург обладал двумя натурами - хорошей и дурной, по другим, включая эпос «Шахнаме», и вовсе было два Симурга - один благой, другой - демонический. Не с этим ли раздвоением мы имеем в случае с парой Симург - Сэнмурв?

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...