Материалы, узоры и методы изготовления американских одеял и покрывал

Автор: 15 июля 2013 в 14:07 в рубрике

Ранние американские колонисты и ремесленники, выходцы из Европы, привезли в Новый Свет традиции ремесла, сосредотачивавшиеся в основном на использовании льна и шерсти. Технологии были адаптированы к условиям американских колоний, климат и окружающая среда которых способствовала разведению овец и выделке шерсти, а в некоторых местах, хоть и с меньшим успехом, выращиванию льна. Предпринимались попытки разведения шелкопряда для производства шелка.

Хлопчатая промышленность процветала в южном регионе, но была ограничена мелкими домашними хозяйствами, пока не изобрели специализированное механическое оборудование, не появились специальные инструменты и ткацкие технологии, которые значительно упростили обработку сырья и повысили качество пряжи. Стало возможным производство хлопка в промышленных масштабах.

Одеяло с концентрическим геометрическим узором

Одеяла и покрывала создавались как из домашней пряжи ручной работы, так и из серийно изготовленной ткани. В начале колониального периода большинство коммерческой ткани привозилось из Англии. Некоторые товары, особенно натуральные красители, использовавшиеся для окрашивания и создания орнаментации, поступали из Индии и Китая. К середине 19 века подавляющее большинство изделий выпускалось уже промышленным способом и отражало вкусы и достижения американского текстиля.

Краска, красители и процесс окрашивания ткани

До разработки синтетических красителей в 19-м веке американские красильщики применяли натуральные красители, получаемые из различных растений. Красные оттенки получались из Корня марены (Rubia tinctoria), алая - из кошенили (Dactylopius coccus). Большинство синих оттенков (индиго) получали из листьев Indigofera tinctoria, а коричневых - путем дубления коры некоторых деревьев, в основном дуба.

Применялись также красители животного происхождения.

Богатая палитра цвета могла быть получена несколькими путями: смешиванием краски, использованием воды из разных источников (цвет зависел от содержащихся в воде примесей), применением разной посуды (медь оказывала значительное влияние на цвет), добавлением морилки. Для фиксации цвета и увеличения светостойкости использовались различные соли металлов. Среди морилок были самые различные с включением в состав алюминия, железа, меди, олова, хрома и добавлением винного камня, уксуса, золы.

Окрашивание текстильных изделий было одновременно искусством и наукой. Например, индиго с его сложной химией требовал ряда сложных шагов по выработке и окислению красителя для увеличения его прочности и светостойкости.

Техника нанесения рисунка

Для нанесения орнамента и рисунка на ткань использовалось множество методов. Помимо непосредственно окрашивания нитей или всей ткани путем погружения в горячий раствор в красильной ванне, применялись также ручное рисование, трафаретная печать и способ накатки.

Для печати рисунков способом накатки изготавливались специальные штампы, напоминающие ксилографические доски традиционной японской гравюры. Процесс походил на типографскую печать посредством однокрасочной печатной машины. На поверхность рисунка, выгравированного на доске, наносился тонкий, сгущенный гуммиарабиком, слой краски, который контактным способом переносился на ткань.

Кроме деревянных досок для накатки сложного рисунка широко использовались медные пластины, рисунок на которых получали методом травления. Медные пластины были тонкие и гибкие, что позволяло перейти к роликовой печати: пластина прикреплялась к цилиндрическому валу.

Техники часто смешивались, в результате чего можно встретить текстиль, на котором штампованный рисунок совмещается с чисто ручной работой.

Сложная орнаментация одеяла

Процесс создания сложной орнаментации одеял состоит из составления множества маленьких кусочков орнамента (рапортов). Процесс требует тщательной систематизации и организации. Для построения композиции создается шаблон - основная единица дизайна, вписанная в определенную геометрическую фигуру. Это может быть квадрат, ромб, шестиугольник, любая другая геометрическая фигура.

Геометрические рапорты делались как для набивной и трафаретной ткани, так и для аппликации, которая выполнялась из кусочков текстиля. В большинстве случаев узоры были ткаными и выполнялись на ткацком станке, в особенности простые.

Среди простых тканых узоров выделяются "плоская волна" и диагональное плетение. Узоры условно делились на "летний" и "зимний" по их цветовым сочетаниям и контрастам. Их воспроизведение на обычном ткацком станке требовало предельного внимания ткача и наличие художественного вкуса, чтобы эффектно распределять контрастные цвета и материалы.

Цветочные и крупномасштабные живописные образы обычно требуют более сложных технологий тканья. Долгое время их делали вручную, пока француз Жозеф-Мари Жаккард в конце 18-го века не изобрел первый "программируемы" ткацкий станок, работающий по принципу перфокарты. Ранняя предтеча компьютера была внедрена в производство американского текстиля и широко применялась с 1820 года.

Иллюстрации

Иллюстрация в тексте: "Тень, отбрасываемая светом солнца", 1940. Амиш, Ланкастер, Пенсильвания. Шерсть и хлопок.

Одеяло "Тень, отбрасываемая светом солнца" тесно связана с одними из консервативных колонией амишей. Модель одеяла сделана методом сшивания тщательно подобранных по цвету небольших квадратных кусочков ткани. Рисунок представляет собой концентрический ромбический узор с широким бордюром и обрамляющими квадратами по углам.

Тканое покрывало с геометрическим узором и простейшим ткачеством

Тканое покрывало, 1825. Пенсильвания. Шерсть и хлопок.

Типичная модель сложного геометрического построения и простейшего ткачества.

Тканое покрывало в технике британского коврового ткачества

Тканое покрывало, 1828. Мастерская Александра Джеймса. Нью-Йорк.

В период между 1820 и 1870 годами подобные тканые узоры были на вершине популярности. Это время представлено множеством региональных отличительных черт ткачества из шерсти и хлопка, и данное покрывало является прекрасной иллюстрацией нью-йоркского стиля. Самые ранние нью-йоркские ткачи - выходцы из Великобритании и Ирландии - ткацкому делу были обучены на родине. Этот факт и объясняет появление в Америке новых образцов узорного ткачества.

Покрывало соткано окрашенной индиго шерстью на основе из неокрашенного хлопка и напоминает по структуре типичный британский ковер ручной работы.

Голландские орнаментальные мотивы в американском текстиле

Тканое покрывало, 1834. Произведено Дэвидом Даниэлем Херингом. Берген Каунти, штат Нью-Джерси.

Отличный образец смешения традиционных для Голландии орнаментальных конструкций с символами новой американской республики.

Звериный узор в американском тканом текстиле

Тканое покрывало, 1850. Приписывается руке Миссис Хикс. Вероятно, Огайо.

Повторяющийся рапорт эксплуатирует элементы звериного орнамента. Здесь мы видим сочетание в одном ряду домашних и экзотических животных. Стиль изделия, сотканного полностью из шерсти, является сопоставлением нью-йоркского и пенсильванского стилей.

Памятное лоскутное одеяло

Лоскутное одеяло, 1877. Произведено Харрисом Нортом. Штат Индиана. Шелк, бархат, хлопок и кружево.

Это лоскутное одеяло является исключительным по целому ряду причин, наиболее важная из которых то, что модель - пример траурного одеяла. Оно было сделано в память о смерти двадцатилетней дочери ткача и представляет собой довольно ранний пример лоскутного шитья, использующего части шелка, бархата и кружева. Аппликативный узор изобилует символикой: даты рождения и смерти, имен и т.д.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...