Декоративные изделия и орнаменты индейцев Древнего Перу
Продолжая разговор о декоративных изделиях и орнаменте индейцев Древнего Перу, остановимся более подробно на орнаментации текстильной продукции, среди которой выделяется непосредственно тканье, гобелен и перьевое плетение. Среди орнаментальных структур можно выделить две главные: клетчатая, располагаемая в шахматном порядке, и отдельные орнаментальные композиции, разделяемые полосами.
Существует много исторических свидетельств тому, что "шахматная" орнаментация, в частности туника, орнаментированная клетками в шахматном порядке, была основным образцом одежды. Например, Испанец Франсиско де Херез был свидетелем прибытия в Кахамарку свиты и войск императора Атауальпа в 1534 году. Херех в своих дневниках пишет, что "первым пришел отряд индейцев, одетых в ливреи, похожие по цвету на шахматные доски; индейцы убирали каждую соломинку с земли, расчищая дорогу". Исследователи полагают, что чередующиеся в шахматном порядке черные и белые клетки являются показателем дуализма, лежащего в основе визуальной культуры древнего Перу.
Изделия из перьев были исключительно яркими и требовали в качестве материала оперение большого количества различных видов птиц. Технология плетения изделий из перьев чрезвычайно сложна.
Среди орнаментальных мотивов особенно выделяются стилизованные изображения птиц, кошек и мифологических существ. Элементы растительного орнамента почти полностью отсутствуют, как отсутствуют и изображения людей. Если в орнаменте используются антропоморфные фигуры, то они неизменно сопровождаются либо атрибутами, указывающими на их божественное происхождение, либо фигуры снабжаются кошачьими головами и лапами, крыльями и одетыми в маски с оперением.
Все описываемые далее текстильные изделия индейцев Древнего Перу носили чисто ритуальный характер. Все образцы найдены археологами в индейских могильниках и некрополях и использовались как саваны, в которые заворачивали покойных.
Мантия из шерсти, 100-700 н.э.
Этот кусок яркой орнаментальной ткани является одним из немногих примеров орнаментов культуры Наска, дошедших до наших дней. Стилистически орнамент связан с поздним периодом культуры Наска, около 500-700 гг.
Орнамент, кажется, собран из двух частей. Верхняя половина образуется лоскутами ступенчатого узора, кусочками отдельных геометрических конструкций и цветов, составляющих каждый квадрат. Нижняя половина составлена лоскутами меньших размеров и меньшими орнаментальными мотивами. Сложная геометрия не дает возможности логически сопоставить не только узор всей лоскутной мантии, но даже понять, каким образом отдельные квадраты связаны между собой.
Преобладают яркие цвета: красный, зеленый, синий и темно-синий, кремовый. Также активно используется естественный желтоватый цвет основы.
Примечательная особенность этого полотна и подобных ему в культуре Наска состоит именно в том, что, хотя мы и упоминали о лоскутном шитье, но данная мантия представляет собой монолитный текстиль. Отсутствуют следы сшивания лоскутов. Узор каждого квадрата, однако, ткался отдельно, о чем свидетельствуют многочисленные перекосы рисунка.
Унку, инкские туники из шерсти и хлопка. Культура инков, 1400-1533 н.э.
Орнаментация типа "такапус" является чуть ли не основным мотивом для инков. Мотив заимствован у культуры Чукибамба и предназначался для правящего класса. Орнамент образуется квадратами с восьмиконечными звездами и солнцем, чередующихся с квадратами с изображением четырех голов ламы в различных цветовых комбинациях. Одежда сшита из одного куска ткани.
Контрастные клетки на фоне ярко-красного цвета туники делают дизайн запоминающимся. Черный и белый могут символизировать день и ночь, потусторонний мир и небо, а красный - человеческий мир и кровь. В металлах эти три мира представлены серебром, золотом и медью.
Судя по историческим свидетельствам, подобные туники предназначались для придворных, или лиц, имеющих высокий статус в инкском обществе.
По материалам Ребекки Стоун-Миллер, Ткачи для Солнца: древний андский текстиль в Бостонском музее Изящных искусств, 1994.
Накидка из перьев и хлопка, оформленная символическими изображениями кошек и птиц. Культура Чиму, 1100-1470 н.э.
Изделия из перьев индейцев Чиму были исключительно яркими и требовали в качестве материала оперение большого количества различных видов птиц. Эта накидка оформлена в желтых, светло- и темно-синих, красных, зеленых, бирюзовых и черных тонах. Перья, скорее всего, принадлежат нескольким видам попугая, райским птицам и некоторым другим видам птиц. Известно также, что древние перуанцы специально разводили попугаев, а также изменяли цвет их оперения посредством специальной методики, состоящей в натирании тела живой птицы красящими средствами.
В центре накидки имеется щель для головы. Задняя сторона оформлена лишь тремя полосами, орнамент помещен только на лицевой стороне. Сам орнамент - это стилизованные изображения восьми птиц, плавно перетекающих в изображения четырех кошек. Ниже помещена линия символических волн красного цвета, помещенных на голубую полосу фона.
В следующей публикации на тему орнаментов индейского текстиля мы остановимся на нескольких культурах чуть более подробно.
Другие статьи цикла
Индейский орнамент на примере реальных произведений искусства доколумбовой эпохи