Декоративные изделия и орнаменты индейцев Древнего Перу

Автор: 10 мая 2014 в 11:31 в рубрике

Продолжая разговор о декоративных изделиях и орнаменте индейцев Древнего Перу, остановимся более подробно на орнаментации текстильной продукции, среди которой выделяется непосредственно тканье, гобелен и перьевое плетение. Среди орнаментальных структур можно выделить две главные: клетчатая, располагаемая в шахматном порядке, и отдельные орнаментальные композиции, разделяемые полосами.

Существует много исторических свидетельств тому, что "шахматная" орнаментация, в частности туника, орнаментированная клетками в шахматном порядке, была основным образцом одежды. Например, Испанец Франсиско де Херез был свидетелем прибытия в Кахамарку свиты и войск императора Атауальпа в 1534 году. Херех в своих дневниках пишет, что "первым пришел отряд индейцев, одетых в ливреи, похожие по цвету на шахматные доски; индейцы убирали каждую соломинку с земли, расчищая дорогу". Исследователи полагают, что чередующиеся в шахматном порядке черные и белые клетки являются показателем дуализма, лежащего в основе визуальной культуры древнего Перу.

Изделия из перьев были исключительно яркими и требовали в качестве материала оперение большого количества различных видов птиц. Технология плетения изделий из перьев чрезвычайно сложна.

Среди орнаментальных мотивов особенно выделяются стилизованные изображения птиц, кошек и мифологических существ. Элементы растительного орнамента почти полностью отсутствуют, как отсутствуют и изображения людей. Если в орнаменте используются антропоморфные фигуры, то они неизменно сопровождаются либо атрибутами, указывающими на их божественное происхождение, либо фигуры снабжаются кошачьими головами и лапами, крыльями и одетыми в маски с оперением.

Все описываемые далее текстильные изделия индейцев Древнего Перу носили чисто ритуальный характер. Все образцы найдены археологами в индейских могильниках и некрополях и использовались как саваны, в которые заворачивали покойных.

Мантия из шерстиМантия из шерсти, 100-700 н.э.

Этот кусок яркой орнаментальной ткани является одним из немногих примеров орнаментов культуры Наска, дошедших до наших дней. Стилистически орнамент связан с поздним периодом культуры Наска, около 500-700 гг.

Орнамент, кажется, собран из двух частей. Верхняя половина образуется лоскутами ступенчатого узора, кусочками отдельных геометрических конструкций и цветов, составляющих каждый квадрат. Нижняя половина составлена лоскутами меньших размеров и меньшими орнаментальными мотивами. Сложная геометрия не дает возможности логически сопоставить не только узор всей лоскутной мантии, но даже понять, каким образом отдельные квадраты связаны между собой.

Преобладают яркие цвета: красный, зеленый, синий и темно-синий, кремовый. Также активно используется естественный желтоватый цвет основы.

Примечательная особенность этого полотна и подобных ему в культуре Наска состоит именно в том, что, хотя мы и упоминали о лоскутном шитье, но данная мантия представляет собой монолитный текстиль. Отсутствуют следы сшивания лоскутов. Узор каждого квадрата, однако, ткался отдельно, о чем свидетельствуют многочисленные перекосы рисунка.

Унку, инкские туники из шерсти и хлопка. Культура инковУнку, инкские туники из шерсти и хлопка. Культура инков, 1400-1533 н.э.

Орнаментация типа "такапус" является чуть ли не основным мотивом для инков. Мотив заимствован у культуры Чукибамба и предназначался для правящего класса. Орнамент образуется квадратами с восьмиконечными звездами и солнцем, чередующихся с квадратами с изображением четырех голов ламы в различных цветовых комбинациях. Одежда сшита из одного куска ткани.

Контрастные клетки на фоне ярко-красного цвета туники делают дизайн запоминающимся. Черный и белый могут символизировать день и ночь, потусторонний мир и небо, а красный - человеческий мир и кровь. В металлах эти три мира представлены серебром, золотом и медью.

Судя по историческим свидетельствам, подобные туники предназначались для придворных, или лиц, имеющих высокий статус в инкском обществе.

По материалам Ребекки Стоун-Миллер, Ткачи для Солнца: древний андский текстиль в Бостонском музее Изящных искусств, 1994.

Накидка из перьев и хлопкаНакидка из перьев и хлопка, оформленная символическими изображениями кошек и птиц. Культура Чиму, 1100-1470 н.э.

Изделия из перьев индейцев Чиму были исключительно яркими и требовали в качестве материала оперение большого количества различных видов птиц. Эта накидка оформлена в желтых, светло- и темно-синих, красных, зеленых, бирюзовых и черных тонах. Перья, скорее всего, принадлежат нескольким видам попугая, райским птицам и некоторым другим видам птиц. Известно также, что древние перуанцы специально разводили попугаев, а также изменяли цвет их оперения посредством специальной методики, состоящей в натирании тела живой птицы красящими средствами.

В центре накидки имеется щель для головы. Задняя сторона оформлена лишь тремя полосами, орнамент помещен только на лицевой стороне. Сам орнамент - это стилизованные изображения восьми птиц, плавно перетекающих в изображения четырех кошек. Ниже помещена линия символических волн красного цвета, помещенных на голубую полосу фона.

В следующей публикации на тему орнаментов индейского текстиля мы остановимся на нескольких культурах чуть более подробно.

Другие статьи цикла

Индейский орнамент на примере реальных произведений искусства доколумбовой эпохи

Орнаментации текстильной продукции индейцев Древнего Перу

Мантии культуры индейцев Паракас

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...