Искусство древней мексики, искусство индейцев

Автор: 27 июля 2011 в 10:08 в рубрике
Страница 1 из 2. Список глав

Искусство древней мексики, искусство индейцев, как считает археология, развивалось на протяжении трех тысяч лет. По мнению историков рождение мексиканского искусства относится ко второму тысячелетию до нашей эры, а его утрата произошла в 16-м веке, когда местные жители были превращены в рабов европейцами.

Древнее мексиканское искусство, как считается, сложилось в совокупности культур многих различных индейских племен. Хотя и не жили все они прямо таки по-соседству, но, как это обычно происходило в истории, местные культуры друг друга дополняли, образовывая нечто единое, которое мы теперь именуем древней индейской цивилизацией.

Считается, что индейской цивилизации около 3-х тысяч лет. За это время индейская культура прошла большой и довольно сложный путь развития. Индейцы всегда были искусными земледельцами, а также строителями. Их знание астрономии удивляет и все говорит о том, что им была доступна в совершенстве логика математических формул.

Испанцы, когда высадились на материке, были поражены грандиозным великолепием улиц, построек, обилием золота, которое у индейцев считалось материалом для поделочных работ, наряду с глиной или камнем.

Женская фигурка
Женская фигурка
Глина. Выполнена в технике пастильяжа: все детали выполнены отдельно, а затем наложены на корпус.
Архаическая культура (1500-1100 гг. до н.э.). Найдена в Тлатилко (неподалеку от Мехико) - древнейшем центре мексиканской цивилизации.

Археологи считают, что создание художественного произведения в Древней Мексике было своеобразным религиозным актом, что после того, как скульптура была завершена, приходили люди, чтобы поклониться новому образу божества и принести ему жертвы. Но вряд ли это было так. Скорее всего все было намного прозаичнее. Например, считается, что "Палеолитическая Венера" - это талисман на удачу, символ плодородия, но никак не баловство какого-то человека, который просто вылепил комическую фигурку своей жены, показал мужчинам племени и всем понравилось. Последнее представляется более правдоподобным.

Древнемексиканское искусство создавалось с течением времени многими племенами и несет в себе печать самых разных культур. Самые ранние памятники искусства индейцев относятся к середине 2-го тысячелетия до н.э. Это были маленькие полуобнаженные женские фигурки из обожженной глины.

Индейский воин с палицей
Фигурка воина в доспехах
Культура Запада.

 

В культуре Запада - у индейцев, населявших тихоокеанское побережье, - встречаются многочисленные изображения воинов и рожениц. Они выполнены из красной глины, их пропорции кажутся нарушенными, но они поражают своей выразительностью и остротой.У "Воина с палицей" - сильно укороченный торс и большая, ушедшая в плечи голова, его руки как бы срослись с палицей, которую он держит.

Пленник со связанными руками
Пленник со связанными руками
Глина. 24 х 17 см.
Культура Запада.

"Человек со связанными руками" - это своего рода олицетворение укрощенной силы. Низ фигуры утяжелен, и вся она кажется неподвижной, вросшей в землю. В этом пластически мало расчлененном объеме особенно резко выделяется одна деталь - связанные руки. Обобщенность создаваемых произведений, их подчиненность какой-либо идее не исключала жизненной наблюдательности мастера. Именно благодаря ей создается ощущение характерности отдельного жеста, а иногда и мимики , как например, сладостная улыбка "Пасечника".

Индейская статуэтка пасечника
Пасечник
Глина. 36 х 24 см.
Культура Запада.

 

Сапотекская пластика, развивавшаяся на юге Мексики, отличается пышностью и орнаментальной нагруженностью, особенно проявившейся в погребальных урнах. Они напоминают фантастические растения, за сложным орнаментом часто скрываются символы, зашифрованные от непосвященного глаза.

Тотонакская культура выделяется особым изяществом форм. "Ача" (ритуальны топор) - в виде мужской головы в высоком головном уборе - одно из самых знаменитых произведений древнемексиканского искусства. В этом памятнике искусства строгость линий уживается с богатством орнамента, изящество с монументальностью, свойственной мексиканскому искусству в целом.

Индейский ритуальный топор
"Ача" в виде мужской головы с высоким головным убором
Базальт. 41 х 18 см.
Культура Тотанаков.

 

Наиболее разнообразным было искусство индейцев Майя. К цивилизации Майя относятся грандиозные храмовые комплексы с культовой скульптурой, представление о которой дает статуя "Чак-Мооля" - бога дождя, стоявшая перед храмом. "Чак-Мооль" держит большую чашу, куда помещались ценные подарки.

Индейское божество Чак Мооль
"Чак-Мооль" - бог дождя
Известняк. 105 х 148 см.
Культура тотанаков-майя

 

Большим своеобразием и необычной для индейского искусства гармонией форм отличается мужская голова, относящаяся к культуре Майя - "Бог кукурузы".

Индейский бог кукурузы
Голова мужчины с высоким головным убором (голова бога кукурузы)
Штук. 40 х 20 см.
Культура майя.

 

В мелкой пластике Майя дали большое разнообразие форм и характеров (например, "Вождь племени"). Энергичная поза, властно поднятая рука, сильно лицо и подробно проработанная одежда создают богатую разнообразную характеристику.

Индейский свисток в виде вождя
Вождь
Глина. 20 х 10 см.
Культура майя.
Представляет собой свисток, сделанный в виде фигуры вождя.

 

Эпоха расцвета древнемексиканского искусства заканчивается блестящей культурой ацтеков.

Для искусства ацтеков характерны монументальность и лаконизм форм. Примером может служить статуя "Шочипилли" - бога цветов и поэзии. Внутренний порыв его скован неподвижностью. Образ драматичен и суров.

Бог цветов, поэзии и танца древних индейцев
"Шочипилли" блг цветов, поэзии, танца.
Тесонтли - красный камень вулканического происхождения. 79 х 40 см.
Мексикано-ацтекская культура.

 

Символика, пронизывающая все древнемексиканское искусство, у ацтеков имела особенно широкое распространение. Наиболее частый символ - орел.

Ягуар у древних мексиканцев - символ ночи и смерти. Считается, что устрашающая тьма, сменяющая собой день, индейцам казалась схожей с хищником, пятна на шкуре - точки звездного неба.

Древнеиндейская статуя ягуара
Ягуар - "Куаухшикалли"
Базальт.
Культура ацтеков.

 

Огромная базальтовая статуя ягуара - это не просто изображение животного, а образ божества, как считают современные ученые, которые во всем древнем склонны видеть богов и прочее. Мало расчлененный объем тела создает ощущение тяжести и неподвижности. Образ ягуара интересует мастера лишь в тех проявлениях, которые дают возможность передать основную идею божества - его устрашающую, неотвратимую силу.

Древнее мексиканское наследие сравнительно недавно стало объектом большого мирового интереса и изучения. Оно вошло в историю мирового искусства в то время, когда там уже прочное место завоевал Древний Египет и европейская классика, поэтому художественные принципы мексиканской античности кажутся неожиданными и непривычными. Их изучение расширяет представление об эстетических нормах искусства, обогащает восприятие мировой истории художественной культуры во всем ее многообразии.

На следующей странице представлены другие образцы древнего искусства индейцев, которые не вошли в статью.

Тэг:
Комментарии (1)
валерий 15 ноября 2015 в 02:39
Очень мало инфы об этой культуре. хотелось бы знать побольше
Написать комментарий...