Индейский орнамент на примере произведений искусства доколумбовой эпохи
Статья об индейском орнаменте доколумбовой эпохи не является исследованием орнаментальной традиции древних цивилизаций, существовавших на южноамериканском континенте в период, примерно, с 1000 года до нашей эры вплоть до оккупации материка испанцами. Материал статьи основывается лишь на описательных характеристиках артефактов, найденных при раскопках и принадлежащих к нескольким культурам.
Вверху: Носовое украшение из сплава золота с медью. Культура Викус, 100 до н.э. - 400 н.э. Внизу: Золотая пластина с изображением обожествленного предка Наймлапа. Культура Сикан, 900-1100 н.э.
Украшение имеет форму полукруга со скругленными углами. Наружный край украшения обрамлен двумя рядами выпуклых полусфер, напоминающих зернь. Вся внутренняя часть полукруга заполнена спиральным геометрическим орнаментом - самым распространенным элементом дизайна индейцев культуры Викус, который в различных вариациях прослеживается и в других археологических находках.
Орнамент нанесен методом чеканки, причем большая его часть создана не при помощи специального инструмента, а просто выдавлена.
Изделия индейцев культуры Сикан, особенно предназначенные для элиты, часто характеризуются наличием изображения предка Наймлапа, также известного как "Господин Сикана". Обычно он изображается с маской на лице, носит головной убор с крыльями, одет в различного рода украшения, а в руках держит булавы или скипетры.
Керо, деревянная чаша. Культура инков, 1400-1533 н.э. Дерево.
Это простая по форме чаша, вырезанная из цельного куска дерева и украшенная резным орнаментом линейной структуры, состоящей из восьми горизонтальных полос. Подобные чаши были широко распространены и использовались наравне с их золотыми и серебряными аналогами.
Орнаментация выгравирована и является в основном геометрической. Композиционно орнаментация располагается в восьми горизонтальных полосах разного размера. Из элементов орнамента выделяются ромбы, ломаные линии (зигзаги) и треугольники, образовываемые делением ромбов этими же ломаными линиями пополам. Зигзаги, в свою очередь, составлены прорезями ровных полос. На первый взгляд простой, но при детальном анализе сложный орнамент чаши, является типичным по своей сдержанности дизайном.
Судя по органическим остаткам на стенках и дне чаш, они использовались почти всегда для Чичи - кисломолочный напиток с низким содержанием алкоголя (наподобие кефира), являвшийся важнейшей частью религиозных и погребальных обрядов, а также праздников сева и сбора урожая.
Орнаментированный мешочек, сотканный из шерсти и хлопка. Культура наска. Южное побережье Перу, 100 – 700 н.э.
Как и большинство экзотических объектов древних культур, этот мешочек представляется существующим вне времени и пространства. Читатель, вероятно, поймет, что имеется в виду, ведь нередко рукодельницы используют те или иные индейские мотивы в творчестве и похожие сумочки, сделанные своими руками, вполне можно встретить на улицах российских городов.
Сумка соткана из шерсти и хлопка по гобеленовой технике. Состоит из двух частей, сшитых вместе с трех сторон.
Декоративная орнаментация выполнена шестью цветами, включая фон: красный, желтый, оранжево-коричневый, коричневый, светло-голубой и приглушенный индиго. Мозаичный орнамент состоит из черных силуэтов кошек, поверх которых наложены чередующиеся желтые кошки с красными и черными глазами и ртом и голубые кошки с красными и желтыми ртами. Предельно стилизованные до почти что геометрических фигур изображения кошек разделены зигзагообразной линией.
Изображения кошек - один из самых популярных сюжетов в индейском орнаменте. В одном только Перу насчитывается семь видов диких кошек, включая пуму и ягуара.
Церемониальный наперсник. Культура Сикан-Ламбайеке. Южное побережье Перу, 750—1375 гг. н. э. Сплав золота с медью.
Археологи предполагают, что большинство золотых предметов индейцев культуры Сикан изготавливались для правящей элиты, не использовались в бытовых нуждах, но были лишь изделиями декоративными, обрядовыми, ритуальными. Аналогично и представленный на иллюстрации наперсник считается ритуальным предметом, сделанный исключительно для посмертного сопровождения благородных мертвых.
Изделие не цельное; оно состоит из шести кусков брони, которые пришивались на одежду. Наперсник украшен абстрактными орнаментальными мотивами; отсутствуют изображения кошек и птиц - излюбленный мотив практически всех индейских культур Южной Америки. Орнамент имеет клетчатую структуру, где пустые клетки в шахматном порядке чередуются с полями, в которые вписаны завитушки, напоминающие растительные мотивы. Клетки разделяются неширокими полосами границ, украшенных гранулами полусфер. Символического значения орнаментация не несет.
Золотой ритуальный нож с орнаментацией. Культура Сикан-Ламбайеке. 750—1375 гг. н. э.
Это простой золотой туми, или ритуальный нож, сделанный из тонких листов золотой фольги и затем гравированный орнаментами. Орнаментация состоит из пяти частей на рукоятке и четырех на лезвии, которое выполнено как полумесяц - характерная особенность всех ритуальных ножей индейцев Южной Америки.
В орнаментации лезвия присутствует фигура божества, возможно знаменитого предка Наймлапа, описанного в 1568 году Мигелем Кабельо де Бальбоа. В пользу того, что это изображение Наймлапа указывает ряд характерных признаков: глаза в форме крыльев и пернатый головной убор, дополненный парой конечностей. Наймлапа почитается как основатель династии Сикан, которая длилась более 500 лет.
Волнообразный орнамент вдоль всей кромки ножа объединяет всю композицию в единую живую орнаментальную схему. Стиль гравировки достаточно примитивен, что может свидетельствовать о том, что это ранний пример использования данной методики украшения.
Золотая корона. Культура Сикан-Ламбайеке. 750—1375 гг. н. э.
Цилиндрической формы корона сделана из листового золота. Стык пластины скреплен плоскими золотыми скобами. Верхняя часть состоит из чередующихся прямоугольных участков, в которые вписаны стилизованные изображения птиц с большими круглыми глазами. Направление движения птиц устремлено вверх, расположены они одна над другой. Очертания птиц сформированы при помощи точечной чеканки. Так же при помощи чеканки, но с другой стороны, сформированы обводки в нижней части золотой короны.
Налобник с орнаментом, Культура Чиму, 1100-1470 гг. н.э. Золото и серебро.
Другие статьи цикла
Декоративные изделия и орнаменты индейцев Древнего Перу