Орнаментации текстильной продукции индейцев Древнего Перу

Автор: 10 мая 2014 в 11:36 в рубрике

Продолжение обзорной статьи об орнаментации текстильной продукции индейцев Древнего Перу.

Культура Хуари, 600 – 1000 н.э.

Туника, сотканная из шерсти и хлопкаТуника, сотканная из шерсти и хлопка, 500–800 н.э.

Гобелены и туники - самые известные и многочисленные примеры текстильной продукции индейцев культуры Хуари. Главная особенность орнаментации текстиля - чередующиеся узорные участки, разделенные вертикальными полосами абстрактных узоров. Изделия, как правило, сотканы с использованием теплых хроматических тонов: охра, натуральный сливочный, темно-желтый, коричневый, розовый, тепло-голубой или черный.

Типичный мотив, используемый в орнаментах Хуари - Солнечное Божество вместе с помощниками, сопровождаемое соответствующей атрибутикой. Сюжеты фрагментарны, но, объединенные воедино, составляют цельные абстрактные схемы. Орнаменты Хуари характеризуются криволинейными сегментам, смещениями относительно центра симметрии, изображением лиц фигур в профиль, s-образные клыки. По большому счету, подобные орнаментальные схемы могут рассматриваться как творческая адаптация иконографии индейцев Хуари.

Туника соткана по технологии гобелена.

Шарфы, сотканные из шерсти и хлопкаШарфы, сотканные из шерсти и хлопка, 600-1000 н.э.

Шарфами мы называем эти тканые полоски условно. Все шарфы индейских ткачей культуры Хуари имеют схожую структуру, которая создавалась из шерсти и хлопка, окрашенных в яркие цвета, полученных из растений и, возможно, минералов.

Подлинная функция шарфов не известна, но, возможно, они использовались и непосредственно как шарфы, или как пояса. Но, независимо от назначения, изделия служат доказательством виртуозных навыков индейцев Хуари, а также доказательством художественного гения безымянных ткачей, которые жили в Древнем Перу более тысячи лет назад.

Художник работал в ограниченной палитре оттенков: красный, зеленый, черный и сливочный цвет натуральной не окрашенной ткани. Типичная схема орнамента - чередующиеся узорные поля, разделенные вертикальными узорными полосами. Среди мотивов особенно выделяются двуглавый змей в различных цветовых комбинациях и гуманоидные божества в головных уборах и с сопутствующей атрибутикой. При этом каждая деталь прорабатывается тонко, так что можно различить даже маленький язычок у змеев, что еще раз свидетельствует о высоком мастерстве индейских ткачей, принадлежащий к культуре Хуари.

Помимо змеев и антропоморфных фигур в построении орнамента используются стилизованные изображения птиц, насекомых (не подтверждено), растений. Эти элементы обычно выполнялись как абстракции.

Тканье двустороннее, используется гобеленовая техника. Каждый отдельный участок с орнаментом выполнен по совершенно различным цветовым схемам.

Культура Чанкей, 1200-1450 гг. н.э.

Мантия с изображениями кошек и утокМантия с изображениями кошек и уток

Центральная часть красно-желтой мантии выполнена в виде абстрактного рисунка из повторяющихся кошачьих голов. Ломаная линия контуров, символически обозначающая кошачьи головки с ушками и шейками, взаимосвязана по всей длине. По краям полотнища идут две широкие красные полосы с повторяющимся мотивом летящей птицы, предположительно, утки.

Ажурный текстильный дизайнАжурный текстильный дизайн на основе кошачьих голов и рыбного мотива. Хлопок.

Культура Чинча, 1100-1476 н.э.

Панно с геометрическими и антропоморфными фигурамиПанно с геометрическими и антропоморфными фигурами. Перья и хлопок.

Изображен большой желтый с красным контуром демон или божество в окружении двух маленьких. Черты лиц антропоморфных существ с оскаленными зубами составлены из черно-белых перьев.

Мотив полностью геометрический, угловатый. Прямоугольной формы фигуры существ с распростертыми в стороны руками изображены подвешенными над узкой полосой земли. В пустых пространствах синего общего фона почти беспорядочно располагаются красные прямоугольники.

Культура Чукибамба, 1000-1475 года н.э.

Отрез шерстяного тканого текстиля с орнаментомОтрез шерстяного тканого текстиля с орнаментом "токапус". Шерсть, тканый гобелен.

Культура Чукибамба довольно тесно связана с цивилизацией инков и основное ее отличие - использование восьмиконечных звезд в качестве основного мотива орнамента. Начало культуры датируется примерно 1000 годом нашей эры, а это означает, что Чукибамба процветала на несколько веков ранее инкской цивилизации и последующего завоевания инками соседних народов.

Ткань произведена из шерсти альпаки. Волокна окрашены растительными и минеральными красителями: желтый, темно-синий, зеленый и сливочно-белый. Орнамент намного более сложен, нежели традиционный шахматный порядок чередующихся квадратов. Ведь главное здесь не квадраты, а восьмиконечные звезды, определяющие орнаментальную структуру композиции. Звезды вписаны в квадраты и сплетаются между собой при помощи трех цветовых комбинаций: белая звезда с красным центром на синем квадрате; желтая звезда с зеленым центром на красном квадрате; красная звезда с зеленым центром на желтом квадрате. Квадраты со звездами чередуются с другими квадратами, где находятся символические изображения птиц и рыб, которые, хоть и разнонаправлены, но сохраняют строгий геометрический порядок.

Культура Ика-Чинча

Табара - перьевое пончоТабара - перьевое пончо, 1300 г. Красные, синие и желтые перья на хлопковой основе.

Поскольку не было найдено ни одного аналога данному перьевому пончо, ранее его относили к культуре Наска, Хуари и инкам. Трудно было отнести данную работу к определенной культуре, пока в 1970-х годах не был проведен анализ хлопковой основы и перьев, который показал несколько неожиданный результат: хлопок датируется около 1200 годом, а перья 1300-м.

Табара - это та же туника, только без базовых швов. Стилистически одежда напоминает текстильную продукцию южных прибрежных районов Ика и речных долин Чинча, где развивалась своя самобытная культура задолго до инков. Индейцы Ика-Чинча были умелыми ремесленниками, но их произведения славятся большей образностью, но технологии они применяли гораздо менее сложные, чем примененные при изготовлении этой накидки.

Орнамент крайне скуп, но одновременно предельно лаконичен, что позволило исследователям сделать предположение, что узор - это некий символ, возможно геральдический. В пользу геральдической теории выступает тот факт, что табара была найдена в могиле человека, явно принадлежавшего к знатному роду и, скорее всего, к немногим членам правящей элиты.

Центральная тема орнамента - три желтые геометрические фигуры: прямоугольник внизу, П-образная формация вверху, "разделительная" узкая полоса. Желтый контрастирует по тону с ярко-оранжевым фоном. По прорези для головы, которая находится точно в геометрическом центре табара, к сожалению, невозможно определить, где передняя часть одежды, а где задняя.

Перья принадлежат виду попугая, который обитает в тропических низинах за сотни километров от побережья. Приобретение таких перьев, очевидно, требовало больших усилий по налаживанию торговых и обменных путей по всей территории Перу.

Технологические нюансы изготовления табара сложны и представляют собой примерно следующие операции. Перья последовательно и плотно связывались между собой в длинную нить. Полученная перьевая лента пришивалась к основе плотными горизонтальными рядами, начиная с нижнего.

Другие статьи цикла

Индейский орнамент на примере реальных произведений искусства доколумбовой эпохи

Декоративные изделия и орнаменты индейцев Древнего Перу

Мантии культуры индейцев Паракас

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...