Введение в мордовский народный орнамент

Автор: 25 мая 2010 в 18:13 в рубрике

Богатая и своеобразная материальная и духовная культура мордовского народа формировалась в процессе сложных и разносторонних взаимоотношений его с кочевниками юга и с народами лесной полосы Восточной Европы. При этом определяющее значение с последней четверти 1 тыс. нашей эры имели контакты мордвы с восточнославянскими племенами, а затем - со сформировавшимся иа их основе русским народом.

Мордва, численность которой составляет свыше одного млн. человек является самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи и од ним из крупных народов Среднего Поволжья. Коренная этническая территория на западе ограничивалась нижним течением Оки, на севере - Волгой, на востоке захватывала долину Суры, на юге простиралась до верховий Суры и Мокши. В ходе исторического развития мордва широко расселялась за пределами коренной этнической территории. В настоящее время мордва живет вперемежку с русскими и татарами, составляя по переписи 1989 г. около 33% населения республики.

Мордва этнически неоднородна и состоит из двух крупных этнических общностей: эрзи и мокши. Выделяются небольшие этнографические группы: мордва-терюхане, мордва-эрзя (шокша) и мордва-каратаи. Названия этих групп связаны с их географическим расселением, а языково-культурные особенности обусловлены влиянием инонационального окружения.

Сложная этническая история мордвы нашла свое отражение и в декоративно-прикладном искусстве. Мордовский народ не только создавал сам, но и творчески осваивал культурные достижения соседних народов, вкладывая свое понимание красоты в создаваемые произведения культуры. Яркое представление о мастерстве древних ювелиров, гончаров, ткачей и резчиков в 1 - начале 2 тыс. нашей эры дают находки бытовых предметов, украшенных орнаментом, различных металлических украшений, бус, вышитых тканей, сделанные во время археологических раскопок.

В 18 - начале 20 вв. древние традиции прикладного искусства мордвы получили свое яркое воплощение в шитье бисером, в изготовлении украшений из бисера, бус, пуговиц, металла и раковин, художественной обработке дерева. Значительное распространение имели узорное ткачество, вязание и аппликация. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства, сложность орнаментальных форм давно привлекали внимание исследователей. Уже в путевых очерках, описаниях и дневниковых записях, первых обобщающих исследованиях о народах России путешественников и ученых 19 в. имеются свидетельства о широком распространении вышивки, о, ее орнаменте. В трудах практически всех исследователей, изучавших материальную культуру мордовского народа, имеются сведения о вышивке, ее колорите и орнаменте, технике исполнения. Из дореволюционных исследователей несомненная заслуга в изучении мордовской народной вышивки, ее орнамента принадлежит финскому ученому-этнографу А.О. Гейкелю. И поныне его монография дает довольно четкое представление о составе орнаментальных мотивов мордовской народной вышивки 19 века. Предпринятые Гейкелем поиски исходных форм орнаментальных мотивов привели к появлению 63 таблиц рисунков простейших элементов, встречающихся в искусстве многих народов мира. Формалистический подход к изучению орнамента мордвы, поиски "общефинских", "прафинских" орнаментальных мотивов не позволили Гейкелю дать объективную оценку орнаменту мордовской народной вышивки.

В советской этнографической литературе, посвященной материальной и духовной культуре локальных групп мордвы, орнаменту вышивки уделяется уже большее внимание и с иных позиций. Имеется много ценных замечаний по технике вышивания, составу орнаментальных мотивов, их происхождению. Орнамент, рассматривается в качестве исторического источника. Изучая орнамент народов Сибири как исторический источник (в частности орнамент обских угров), С.В. Иванов неоднократно привлекал для сравнительных характеристик многие орнаментальные мотивы мордовской вышивки, рассматривал вопросы их происхождения. Совершенно естественно, что в Трудах Мордовской этнографической экспедиции Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая и ордена "Знак Почета" Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики отведено значительное место, особенно в третьем томе "Народная одежда мордвы". В этой монографии В.Н. Белицер на обширном, научно документированном материале рассматривает расположение и колорит вышивки на будничной и обрядовой одежде, касается состава орнаментальных мотивов и вопросов их происхождения.

Особое место в изучении орнамента мордовской народной вышивки принадлежит Т. А. Крюковой. Уже сама постановка темы исследования ("Мордовское народное изобразительное искусство") предполагала кроме публикации памятников народного творчества обращение именно к орнаменту вышивки как наиболее массовому виду народного творчества. И здесь Крюкова сумела выделить локальные группы мордвы, отличающиеся по колориту вышивки и составу орнаментальных мотивов, отметила зависимость композиции вышивки и орнамента от характера и назначения одежды, обратила внимание на устойчивость традиций в композиции и составе орнаментальных мотивов, рассматривала вопросы развития орнамента в историческом плане. Большим достоинством монографии является публикация значительного количества образцов вышитой одежды и орнамента в черно-белом и цветном исполнении.

В последнее время вопросы состава и композиции мордовского орнамента привлекают все большее внимание исследователей. В статьях В.Н. Мартьянова рассматриваются вопросы происхождения ряда орнаментальных мотивов, композиция и семантика редких в мордовской вышивке сюжетных композиций. Но в целом вопросы происхождения, типового состава орнамента, использования его в качестве исторического источника, анализа в искусствоведческом плане еще ждут своего исследователя.

Рассматривая состав орнаментальных мотивов, композицию и типовой состав орнамента вышивки, мы обращаемся к вышивке только женской одежды. Во, многом это связано с тем, что мужская народная одежда утратила свои самобытные черты (в том числе, вероятно, и вышивку) уже в 17 в. Традиционная женская одежда, напротив, сохраняла на протяжении довольно длительного времени свои многие самобытные черты в покрое основных частей одежды, в расположении и колорите вышивки, в составе ее орнаментальных мотивов.

В декоративный комплекс женского традиционного костюма у локальных групп мордвы В 19 - начале 20 века входили рубахи, сарафаны, штаны, юбки, кофты, платья, передники, безрукавки, курточки, верхняя одежда из холста, сукна и меха, различные типы головных уборов, многочисленные головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные украшения, обувь из лыка и кожи.

Для исследования был выбран орнамент вышивки трех групп предметов как наиболее устойчивых и традиционных по покрою и расположению вышивок. В первую группу входят нательные рубахи и распашная одежда, во вторую группу - головные уборы, в третью - поясная одежда и украшения, в которых использовалась вышивка.

Иллюстрируя свои теоретические положения черно-белыми рисунками, мы понимаем условность трактовки многих узоров вышивки. При черно-белом исполнении орнамента не всегда удается передать характерное для мордвы оконтуривание орнаментальных мотивов, заполнение элементов узора разными по цвету нитками, включение контура орнаментального мотива в позитив и негатив узора и т. д. Но В то же время графическое изображение орнамента позволяет более четко определить характерный состав орнаментальных мотивов, выделить исходные элементы орнамента. Применяя при характеристике орнамента такие понятия как "позитив" и "негатив", мы исходим из того, что вышитый красной или черной ниткой узор - это позитивный узор, а невышитый белый фон холста между позитивными контурами узора - это негативный узор.

Вышивка плечевой одежды

Истоки народной вышивки уходят в далекую древность. Можно предположить, что уже в 5-7 вв. вышивка существовала как самостоятельный вид декоративной отделки костюма. У населения, оставившего Армиевский могильник, существовало несколько видов ткани. Один из них, употреблявшийся для изготовления одежды, представлен тканью из шерсти, причем на одном обрывке отчетливо заметен орнамент в виде косых клеток. Нитка, при помощи которой изготовлялся орнамент, в настоящее время имеет более светлый тон». Наличие вышивки зафиксировано и в других археологических памятниках мордвы: в Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения. В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета. Лучшая сохранность тканей в могильниках 12-17 вв. позволяет более определенно говорить о широком распространении вышивки. Так, в Коринском и Сарлейском могильниках найдены вышитые фрагменты рукавов, головных уборов, лент от какого-то нагрудного украшения.

Покрой плечевой одежды

Женская народная одежда мордвыРис. 1. Женская народная одежда мордвы-мокши. Покрой и расположение вышивок.

Расположение вышивок на плечевой холщовой одежде 19-20 вв. зависело от покроя одежды, ее назначения. У всех групп мордвы рубаха была туникообразной, но выделялись два варианта покроя - мокшанский и эрзянский. У мордвы-мокши в основе рубахи было одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и составляющее перед и спину. При сшивании основного полотнища с боковыми получалось четыре шва: два спереди и два сзади (далеемокшанский покрой). Основу нательной рубахи мордвы-эрзи составляют два полотнища холста, перегнутые на плечах поперек. При сшивании получалось тоже четыре шва, но расположение их было другое: по середине спины и груди и два по бокам (далее эрзянский покрой, рис.2). По своему покрою нательная рубаха мордвы-эрзи (панар, покай) отличается не только от рубахи мордвы-мокши, но и от рубах всех других финно-язычных народов Поволжья и Прикамья, а также чувашей, у которых покрой рубах близок к мокшанскому. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство: у всех народов Поволжья, за исключением мордвы-эрзи, бытовали женские холщовые штаны, доходящие до щиколоток.

Мужская и женская народная одежда мордвыРис. 2. Мужская и женская народная одежда мордвы-эрзи. 1 - мужская нательная рубаха; 2 - женская нательная рубаха; 3 - обрядовая рубаха покай; 4 - женская нательная рубаха мордвы-терюхан; 5 - верхняя распашная одежда из холста руця.

В связи с различным кроем рубах мордвы-мокши и мордвы эрзи наблюдается в настоящее время и довольно четкое различие в расположении вышивок на них. Вышивка на мокшанской рубахе, располагаясь вдоль швов, образовывала две группы параллельных линий спереди и на спине, идущих от плеч и заканчивающихся полурозетками, а на эрзянской - вышивка концентрировалась вдоль шва на груди. В то же время целый ряд фактов позволяет высказать предположение о том, что у предков мордвы-эрзи в далеком прошлом (предположительно - в начале 1 тыс. нашей эры) была распространена наплечная одежда, скроенная по типу мокшанской. Факты эти следующие. На многих эрзянских рубахах сохранились спереди и сзади на подоле рудименты парных вышитых полурозеток, а также продольные полосы вышивок на груди и спине, характерные для мокшанских рубах и соответствующие их крою. Особенно хорошо они прослеживаются на обрядовой одежде мордвы-эрзи - покаях. В селе Алемаеве (Нижегородская область) в конце 19 в. зафиксирован покай, скроенный по типу мокшанской рубахи и с соответствующим расположением вышивок. Очень близок к мокшанскому, возможно, является вариантом мокшанского, покрой нательной рубахи мордвы-терюхан.

Женская народная одежда мордвыРис. 3. Женская народная одежда мордвы. Покрой и расположение вышивок. 1 - нательная рубаха мордвы-мокши; 2-4 - нательная рубаха мордвы-эрзи.

Общим для всей мордвы является покрой верхней распашной одежды из холста типа халата. Основу составляет одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и разрезанное спереди (мокшанский покрой).

Кроме того, в могильниках на этой территории встречается височная привеска с бипирамидальным грузиком на одном конце и спиралькой - на другом; часто - западная, иногда - южная ориентировка погребенных; часто встречается обряд погребения женщин на боку, в скорченном положении, с пилокерями (специфическими накосниками). Естественно возникает вопрос о том, где и когда могли произойти события, которые привели к изменениям в покрое нательной рубахи мордвы-эрзи, в декоративном комплексе всего костюма, а следовательно, и к изменениям в расположении вышивок.

Одной из составных и специфических частей декоративного комплекса костюма мордвы-эрзи является набедренник (пулай, пулагай, пулакш и др. названия). Наибольшее число аналогий эрзянскому пулаю из археологических материалов имеется в погребальном инвентаре муромских могильников. Простейшие типы поясных украшений муромы находят свое продолжение в поясных украшениях. Симметричность расположения больших прямоугольных ажурных привесок в более сложных поясных украшениях муромы, их ярусность повторяются и в эрзянских пулаях, особенно из Нижегородской и Самарской областей. Так пулай из на состоит из двух сплошь вышитых кусков холста, укрепленных симметрично на узком тканом пояске. Эта традиция выделения двух вышитых прямоугольников. располагавшихся при одевании пулая симметрично на ягодицах, сохраняется вплоть до начала ХХ века. Основу ряда пулаев составляет кусок холста размером около 15х45 см. Разделен он на три части. По бокам - прямоугольники вышивок размером 15х20 см, середина оставлена невышитой. В пулаях, относящихся к более раннему времени, невышитая середина занимала третью часть (или более) всей ширины пулая. Со временем эта средняя часть сократилась и к началу 20 века превратилась в вертикальную разделительную полосу между вышитыми прямоугольниками. ширина этой полосы колебалась в пределах двух - шести сантиметров, Подобная разделительная полоса между двумя вышитыми прямоугольниками характерна для всех пулаев мордвы-эрзи Нижегородской области. Рудименты разделительной полосы встречаются и на пулаях мордвы-эрзи Самарской области.

Схемы поясных украшений мордвыРис. 4. Верхний и средний ряд - схемы поясных украшений мордвы-эрзи. Штриховкой отмечены зоны вышивки. Нижний ряд - Украшение мордвы-эрзи ожа нучка и украшение муромы.

Состав орнаментальных мотивов вышивки поясных украшенийРис. 6. Композиция и состав орнаментальных мотивов вышивки поясных украшений мордвы-эрзи.

В муромских древностях встречается сложное украшение, состоящее из одного - четырех "коромысел" С колокольчатыми или бутыльчалыми подвесками и пронизей, соединяющих эти "коромысла". Высказывались предположения, что это украшение - привеска для косы, наспинное украшение или специальное поясное. Прямой аналогией специфическому муромскому украшению из "коромысел" является наспинное украшение теньгушевской мордвы-эрзи ожа - ничка. Оно представляет собой надеваемые на плечи и перекрещивающиеся на спине красные шерстяные лямки, к концам которых на уровне пояса пришивались узкие, вытянутые в горизонтальном положении прямоугольные куски бересты или картона, обшитые кумачом, монетами и раковинами. Прямоугольники из бересты (картона) располагались в два-три яруса и соединялись между собой в центре узкой полосой ткани. Приведенные факты позволяют говорить о сходстве поясных украшений муромы и мордвы-эрзи, причем не в отдельных частях, а в построении их в целом. Возможно, следует говорить более определенно: эрзянские пулаи генетически связаны с муромскими поясными украшениями.

Рассматривая одежду русских рязанского Поочья, отмечают сохранившиеся в ней к началу 20 века следы влияния "чудского" населения, проживавшего на этой территории в 1 тыс. нашей эры. Среди этих следов - "эрзянский" шов, встречающийся в вышивках русских бывших Спасского и Михайловского уездов Рязанской губернии, и широко распространенный "мордовский" лапоть. А у русских села Мелихова бывшего Касимовского уезда бытовал своеобразный пояс с бахромой, напоминавший в какой-то мере эрзянский пулай. О древних контактах мордовского населения со славянским в рязанском Поочье свидетельствуют и лингвистические данные. Появление у мордвы-эрэи иного покроя нательной рубахи, отличного от всех других финноязычных народов Поволжья и Прикамья, было связано с длительными этническими контактами мордвы-эрзи и вятичей в рязанском Поочье и позднее с русскими в западной части Волго-Окско-Сурского междуречья. И, возможно, восточные славяне, у которых рубашка шилась из четырех продольных полотнищ холста и которая является общеславянской. могли повлиять на изменение покроя нательной рубахи мордвы-эрзи. В связи С изменением покроя нательной рубахи мордвы-эрзи стала формироваться на протяжении 1 тыс. нашей эры и отличная декоративная отделка. Однако на более древних образцах, особенно на обрядовой одежде (и прежде всего на покаях), сохранились рудименты декоративной отделки, свидетельствующие о некогда существовавшем едином покрое рубахи у мордвы-мокши и мордвы-эрэи.

Тэг:
Комментарии (1)
Наталья 24 июля 2015 в 22:47
Спасибо за профессиональную подборку мордовского орнамента.
Написать комментарий...