Общий характер художественного ремесла периода раннего феодализма в России

Автор: 28 мая 2010 в 09:52 в рубрике

В период сложения феодализма на территории восточной Европы (10-13 вв.), ремесленное производство предстоит перед историком в основном в двух разных видах и стадиях общего развития. С одной стороны исследователь имеет более древнюю, отнюдь не изжившую себя стадию ремесленного производства, связанного в своем развитии с переживающей распад родовых связей патриархальной общиной и широко распространенного по всей территории восточной Европы. С другой - более новое и развитое ремесленное производство в городских феодальных центрах: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, Владимир. Связанное в своем развитии с общим процессом развития общины на территории восточной Европы, ремесленное производство в различных местностях и в различные моменты рассматриваемого периода находилось на различных ступенях обособления от земледельческого производства и своей специализации. В некоторых местностях, как, например, в Гнездове, Старой Ладоге, некоторых местах Киевщины и Черниговщины, мы можем полагать в 10 веке значительную дифференциацию и обособление части его на обслуживание нужд и запросов феодализирующейся верхушки общества.

В восточных и северо-восточных областях, процесс обособления более слабо выражен. Ремесленное производство там еще тесно связано с земледельческим хозяйством, обслуживая его потребности. Как показывают археологические раскопки на территории Киевщины, различные виды ремесленного производства (гончарное, железнорудное, кузнечное, ткацкое, кожевенное, деревообделочное) хотя и являлись преимущественно специально-ремесленными производствами, но к 10-11 векам не были резко обособлены от земледелия и сосредотачивались в местах крупных земледельческих поселений. Наряду с узкоспециализированными хозяйствами, на территории той же Киевщины, существовали и более обособленные отрасли ремесла, например по обработке шифера, богатые местонахождения которого на Киевщине дали значительное развитие разработке различных шиферных изделий, широко распространенных и за пределами собственно Киевской земли.

Процесс окончательного обособления ремесла от сельского хозяйства происходит уже в крупных городских центрах ранее феодальной Руси, где оно преимущественно направлено на обслуживание нужд и запросов новообразованного классового общества, главным образом князя, придворных, христианской церкви, торговцев и феодально-дружинной верхушки. Широкое развитие городское ремесло получает в 11-12 веках. Но есть достаточно оснований полагать, что оно существовало и в более ранний период 9-10 столетий. Продукции этого городского ремесла мы и обязаны огромным большинством памятников, дошедших до нас в виде кладов и отдельных находок, а потому на рассмотрении его остановимся подробнее.

Письменные источники сохранили крайне незначительные сведения городском ремесле. По письменным источникам можно только заключить, что в городах существовали значительные прослойки ремесленников. Они были либо оседлые, либо переходившие из города в город и нанимавшиеся на работу там, где в их ремесле имелась текущая потребность. К "кочевым" ремесленникам относятся каменщики и мастера строительного дела, собиравшиеся с разных сторон при начале грандиозных каменных построек, что подтверждают указания летописи хотя бы в рассказе о постройке Успенского собора 1158 г. во Владимире. Из рассказа о постройке Ярославом каменной церкви Георгия можно заключить о наличии в Киеве известной постоянной и значительной группы ремесленников - мастеров по обработке камня и каменным постройкам, что доказывается археологическими данными и сохранившимися памятниками. При раскопках В. Хвойко (1907-1908) в усадьбе Петровского, занимавшей севера-западный угол древнего Киева на горе (участок на углу Владимирской улицы и Андреевского спуска), вблизи фундаментов древней Десятинной церкви были обнаружены остатки целой мастерской, изготовлявшей различные каменные изделия для построек. В остатках мастерской были найдены в различных стадиях обработки и законченными плиты, карнизы и им подобные изделия, иногда украшенные орнаментом, которые изготовлялись из мрамора, местного гранита, шифера. Сопоставление изделий данной мастерской с сохранившимися частями каменных украшений, принадлежащих раскопанным остаткам древней Десятинной церкви, обнаружившее полное родство в породах камня и характере его обработки, показывает, что эта мастерская восходит еще к 10 веку но, вероятно, существовала и ранее.

В Киеве, вне детинца, найден целый ряд специальных ремесленных мастерских по выделке костяных и металлических изделий, рисующих различные стадии производства (мастерские на Фроловой горе). Несомненно, наличие ткацкого ремесла, а также деревообделочных мастерских, изготовлявших изделия на продажу.

Рассказ Лаврентьевской летописи о море 1092 г. называет в Киеве гробовщиков, изготовлявших гробы на продажу. Данные письменных источников позволяют заключить, что некоторые группы свободных ремесленников объединялись в артели. Артели имели старшин, которые договаривались с нанимателями и руководили работой. Например, киевский князь Изяслав, собираясь строить очередную церковь, призывает к себе "старейшину древоделей", который и ставит на работу "вся сущая под ним древоделя". В Киеве же упоминается старшина извозчиков, перевозивших дерево с пристани в город, в Вышгороде какой-то старшина огородников.

Наряду с такими свободными ремесленниками можно предположить зависимый и рабский ремесленный труд, как о том повествует общий характер мастерских, найденных в Киеве на территории древнего детинца. При раскопках в усадьбе Петровского (1907-1908) были найдены, кроме мастерской по обработке камня, еще целый ряд больших мастерских, изготовлявших поливенные изразцы для облицовки зданий, металлические, ювелирные с эмалями изделия, стеклянные изделия, мозаику, изделия из кости и рога. Раскопанные мастерские позволяют во всех деталях проследить процесс изготовления изделий, дают ценнейший материал для характеристики общего уровня развития художественного ремесла и его техники периода 10-13 веков.

В мастерской поливенных плиток были найдены, кроме ряда великолепных по своей технике и внешнему виду узора готовых изразцов, куски разноцветной эмалевой массы и небольшие глиняные тигельки, в коих она расплавлялась. Тигельки сделаны из огнеупорной глины, некоторые разделены внутри на две части. Каждая часть имеет индивидуальное горлышко с выходным отверстием для выливания расплавленной поливы. В двойных тигельках могла одновременно расплавляться эмалевая масса двух разных цветов, и одновременно выливаться на приготовленную для наведения поливенного узора плитку, что создавало на ее поверхности особенно красивый и сложный цветной рисунок. Плавление эмалевой массы и наведение ее в жидком виде на поверхность плитки могло быть достигнуто, как показали данные химического анализа, только при очень высокой температуре до 800-1000 градусов Цельсия.

Как показали находки изразцов в развалинах церквей и светских зданий, вероятно, княжеских дворцов Киева и на месте соседнего с ним древнего Белгорода (село Белогородка), наиболее совершенные по выделке и общему рисунку изразцы являются и наиболее древними. Они найдены только в развалинах предполагаемого княжеского дворца 10 века на территории усадьбы Петровского, затем при раскопке фундаментов Десятинной церкви конца 10 века, немного при раскопках в селе Белогородке. Некоторые изразцы сохранились в алтарной стене киевского Софийского собора. Более поздние (11-12 веков) в большом количестве найдены в развалинах зданий в Белогородке. Хотя они продолжают оригинальную технику изготовления поливенных образцов, но она менее совершенна, дает расплывчатый контур узора, тусклые цвета эмали.

Наряду с древними образцами появляются и новые, ранее не встречавшиеся разновидности узорной поливенной плитки, достигавшие уже иными способами, но не менее блестящих, чем в древнейших образцах, эффектов поливенного узора. Эти плитки дают на поверхности как бы мельчайший мозаичный узор из разноцветных точек, палочек и полосок. Узор достигался посыпанием на раскаленную и покрытую какой-либо одноцветной поливой плитку размельченной на мелкие куски разноцветной эмалевой массы.

Таким образом, данные поливенного производства позволяют заключить, что в древнейшем виде отрасль создавалась в Киеве неизвестными иноземными мастерами, вероятно привезенными в 10 веке киевскими князьями из стран юго-востока, а затем продолжалось обученными ими местными мастерами. Совершенно ясно, что местные мастера менее совершенно справлялись со всеми секретами достаточно сложной производственной техники, но зато изобрели новые ее виды, достигая весьма эффектных результатов.

Особенный интерес для исследования представляют мастерские костяных и металлических изделий, открытые при раскопках Хвойко (усадьба Петровского). Мастерские костяных изделий найдены также в ряде мест Киевской и Черниговской губернии. Киевский музей имени Шевченко обладает исключительной по богатству коллекцией предметов из этих мастерских, обнаруженных при раскопках Хвойко в Киеве, славянского городища около села Витачев Киевской губернии Киевского уезда, городища у села Шаргород Васильковского уезда, Киевской губернии, при раскопках Беляшевекого у Княжей горы Каневского уезда, Киевской губернии, при раскопках в Сосницком уезде Черниговской губернии.

Кроме основной массы памятников попадаются предметы, несомненно, относящиеся к городскому ремесленному производству. Среди находок встречаются тонкие по выделке, иногда покрытые плетеными орнаментами и изображениями звериных голов, рукоятки зеркал, подвески с изображением воинов, женские статуэтки. Все изделия наглядно свидетельствуют о происшедшей классовой дифференциации древнего ремесла, обращении части его на обслуживание запросов нового господствующего класса. Таковыми представлялись, безусловно, те две мастерские костяных изделий, обнаруженные Хвойко при раскопках в усадьбе Петровского.

Древнерусский серебряный браслет Серебряный браслет 12 века из собрания Государственного исторического музея (Москва)

Формочка для отливки браслетаФормочка для отливки браслета

Найденные здесь мастерские металлических изделий изготовляли в основном предметы личного убора, всевозможные мужские и женские украшения из золота, серебра, цветных эмалей. В развалинах мастерских были найдены уцелевшие горны и специально устроенные печи для плавления металла и эмали. Затем ряд целых и разбитых каменных формочек для отливки колтов, серег, колец, браслетов, металлических бус, складных крестов. Наконец, особые штампы для выбивания орнаментов на металлических украшениях и среди них штамп с бронзовой прорезной пластинкой для изготовления золотых колтов с эмалями. В этих же мастерских найдено множество кусков разноцветной эмали двух разных видов. Таким образом, мы имеем здесь развернутое производство самых различных ювелирных изделий, - предметов личного убранства, готовые образцы которого хорошо известны по кладам и отдельным находкам.

Подытоживая данные о ремесленных производствах, открытых в усадьбе Петровского, и учитывая их расположение в центре города, в месте сосредоточения княжеского дворца и княжеской церкви, а вероятно, и жилища княжой дружины и высшего духовенства, учитывая характер продукции данных мастерских, явно обслуживавших потребности господствующей классовой верхушки, то характер данного вида ремесленных производств вырисуется перед нами отчетливо. Можно утверждать, что здесь мы имеем остатки собственно княжеских мастерских. Зная о наличии и характере рабовладения в Киевской Руси, можно заключить, что и труд работавших там был трудом подневольным, вероятнее всего трудом рабским. Такими иноземными рабами были, возможно, вывезенные пленниками из походов на юго-восток первые мастера цветных поливенных плиток, рабами или полусвободными могли быть и отдававшиеся им в помощь и выучку местные жители. В этих мастерских работали, вероятно, и лично свободные иноземные мастера. Мастерами могли быть греки, знавшие и обучившие местных мастеров технике перегородчатых эмалей на золотых изделиях. Но и греки могли быть рабами из военнопленных, подобно рабыням-гречанкам, каких знают наши письменные источники.

Наряду с княжьими мастерскими Киева, а равно и в других городах, существовали подобные мастерские ювелирных изделий, принадлежавшие, видимо, уже свободным мастерам, изготовлявшим различные предметы личного убранства, металлическую утварь, оправу для оружия. Похожая мастерская была найдена в Киеве на Фроловской горе, причем характерной чертой ее являлось наличие ряда формочек для изготовления украшений на более широкого потребителя. Среди найденных формочек мы имеем формочку для отливки звездчатой семиконечной подвески сразу в готовом виде со всеми типичными для таких подвесок украшениями, которые обычно делались по частям и украшались сканой нитью и зернью. Другая формочка той же мастерской дает отливку формы серебряного колта также в совершенно законченном виде, со всеми окружающими щиток колта шариками, которые обычно изготовлялись и припаивались каждый в отдельности. Изделия этой мастерской представляли, таким образом, более дешевый и ходовой товар, подражающий по формам наиболее распространенным украшениям господствующего класса.

Форма для отливки колтов

На рисунке выше приведена формочка для отливки колтов из киевских мастерских на Фроловской горе. Образцы готовых украшений приводятся на рис. 11 и 13 фотографии образцов териховского клада (т-14), рис. 1 и 3 старо-рязанского клада (т-28).

Древнеславянские украшения Подробнее

Древнеславянские украшения Подробнее

Мы остановились подробно на Киеве исключительно потому, что здесь по раскопкам известен в значительных остатках целый ряд ремесленных мастерских, позволяющих детально проследить не только производственные процессы, но и установить характер ремесленных производств рассматриваемого периода. Отсутствие систематических раскопок в других городских центрах не дает пока подобного рода материала, но данные Киева могут быть с полным основанием распространены и на все остальные крупные городские центры. Тем более наличие в этих городах аналогичных мастерских определенно доказывается находками в них аналогичных каменных формочек для отливки, хорошо известных по киевским мастерским. Аналогичные формочки находили в ряде отдельных экземпляров на Княжей горе близ Канева (на значительное развитие здесь подобных видов ремесленного производства указывает и ряд других данных), в Чернигове, Новгороде, Владимире, Старой Рязани, где также обнаружено при раскопках несомненное наличие ювелирных ремесленных мастерских и в других местностях.

Можно указать еще на такие интересные факты, как вскрытые раскопками погребения ремесленников-литейщиков. В могилы литейщиков клались отдельные формочки и разнообразные принадлежности их ремесла. Такие погребения были открыты у села Михайловского близ Ярославля и у села Васильки близ Суздаля. Все эти данные с полной несомненностью позволяют заключить, что и огромное большинство найденных в кладах ювелирных изделий всевозможные предметы личного мужского и женского убранства являются, безусловно, местными изделиями, памятниками широко развитого местного художественного ремесла эпохи раннего феодализма в России.

Тематически связанные статьи:

Литература:

  • М. Грушевский, История Киевской земли.
  • В. Хвойко, Древние обитатели среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена, Киев, 1913.
Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...