Керамика индейцев наска
Индейцы культуры наска (100-700 г н.э.) жили на большой территории в долинах Рио-Гранде-де-Наска и Ика, расположенных на южном побережье Перу. Наска имели тесные связи с предшествующей им культуры Паракас, что нашло отражение и в керамике. В 1901 году в шахтных могилах в Окукадже было обнаружено несколько тел обычных людей в окружении полихромных керамических сосудов.
Характерными для культуры наска были изображения божеств с человеческими атрибутами, а также местных птиц, животных и обитателей моря. Человеческие головы - важная тема, но со временем изображения голов становились все более абстрактными.
Для искусства наска в целом характерны смелые линии и яркие узоры.
Стакан с росписью в виде человеческого лица, с объемным носом и ушами.
Считается, что подобные сосуды имели чисто обрядовую функцию, поскольку они были специально сделаны для хранения "священных жидкостей": чича (кукурузное пиво), кровь, вода. Их также клали в могилу к умершему, но в этом случае сосуды использовались как контейнеры.
Все подобные стаканы имеют округлое дно, благодаря которому сосуд очень прочно может стоять в песке.
Расписной сосуд с изображением трофейных голов
В подобных сосудах вместе с покойным захоранивали кукурузное пиво, воду, зерно или иной погребальный инвентарь. Изображения отрубленных голов говорит о том, что индейцы культуры наска были довольно воинственными. Отрубленные головы идентифицируются по большим закрытым глазам, торчащим языкам и пучкам волос.
Сосуд с изображением трофейных голов и змеиного божества
Как Геоглифы культуры наска достигли своей зрелости, так художественная роспись по керамике становилась все более сложной. Этот сосуд является ярким представителем начала процесса усложнения: художественная роспись и орнаментация достаточно богатые и почти абстрактные по своей структуре.
Схема читается по горизонтали. Человекоподобное существо сжимает в руке посох и пучки волос. Из головного убора существа исходят четыре извивающиеся змеи.
Сосуд имеет два носика с прикрепленной к ним ручкой. Полихромная живопись выполнена в семи цветах, что показывает высокий уровень достигнутого мастерства индейцев наска.
Сосуд с изображением кошачьего божества
Сосуд расписан кошачьим рисунком, напоминающим маску.
Сосуд в форме музыканта
Иногда такие предметы захоранивались с обычными людьми. Они могут символически или прямо указывать на профессию человека при жизни. Данный сосуд имеет двойное назначение: хранение жидкости и... свисток. Внутри сосуда помещен полый шар из глины с небольшим отверстием, к которому тянется от носика трубочка.
Морское существо из керамики
Предположительно это касатка. Изображение выходит далеко за пределы простого натуралистического изображения какого-то животного. Здесь художнику удалось передать силу и устрашающую мощь морского животного, подчеркнув зубатый рот с рядом острых зубов, сильный изгиб спины.
Плавники сделаны в виде рук, в которых мы снова видим трофейные головы. Кроме того, по бокам существа идет полоса орнамента со стилизованными изображениями человеческих голов. Цветовая гамма черно-красная; белый цвет усиливает драматический эффект.
Чаша
Эта керамическая чаша сформирована с округлым основанием и расписана полихромным орнаментом. Формы и образы орнамента не совсем обычные: орнамент имеет боковую орнаментацию и следует по кругу.
На иллюстрации показана часть рисунка, который представляет женское сверхестественное существо, известное как кот-демон: высунутый язык, глаза в виде двух птиц в профиль, голова прикреплена к шипам на змеином теле.
Сосуд в образе воина наска
Выполнен в технике полихромной росписи с воронением. Воин носит тюрбан и белую тунику, декорированную полосами оранжевого и коричневого. На плечах у воина татуировки с рисунком птиц. В одной руке воин держит дроты или стрелы, в другой - копье. Хотя фигурка трактуется как воин наска, он все же может быть также слугой воина или охотником.
Сосуд с изображением рыб
Сосуд с танцующими человечками
Танцующие человечки помещены прямо внутрь чаши. Один человечек стоит отдельно, четыре взаимосвязаны и держат в руках оружие. Чаша, очевидно, носит ритуальных характер, что подтверждается также орнаментами в виде устрашающих ликов божеств.