Обзор памятников художественного ремесла Руси раннефеодального периода

Автор: 25 мая 2010 в 17:08 в рубрике

Из известных нам кладам, по предметам которых главным образом судят о развитии и характере художественного ремесла в древней Руси, многие не сохранились и известны лишь по старым описаниям. Многие расходились по частным собраниям и частично погибали для науки. Многие поступали в музеи фрагментарно. Наконец, многие хранящиеся в музеях вещей не имеют паспорта, неизвестны дата и место их находки. Только после Октябрьской революции были приняты правительством настоящие меры к тому, чтобы ни одна историческая находка не ускользала от государственных собраний, и точно выяснялись в каждом отдельном случае обстоятельства находок исторических памятников.

Фрагмент ткани 12 векаРис. 1. Фрагмент ткани 12 века.

В связи с неудовлетворительным положением дел с документированием общий обзор кладов, найденных в 19-м - начале 20-го столетия, крайне затруднителен. Многие находки не приведены в известность опубликованием описаний или хотя бы сообщений о них, особенно поступавшие в провинциальные музеи. Выявление и научная систематизация материала, конечно, не ставится задачей настоящего очерка. Нам важно только установить общую группировку кладов по основным районам возникновения и ранних этапов развития феодализма в России, что даст возможность легче разобраться в характере заключающихся в них памятников художественного ремесла древней Руси периода 10-13 веков. Потому рассмотрим находки, содержащие наиболее интересный и показательный материал, пропуская монетные и второстепенные по значению.

В основном находимые вещи рассматриваемой категории распределяются на четыре группы по районам, имеющим свои особенности в общих условиях генезиса феодализма в России. Это группы кладов:

  • Северо-западная - район с сильным скандинавским влиянием (Северо-новгородская область и Новгород, Старая Ладога, Смоленская и Витебская области);
  • Южная - район с особо сильным влияние феодальной, византийской, а ранее - хазарской культур (Киев и Киевщина, Волынская и Курская области, Чернигов и Северская земля);
  • Центральные области Восточной Европы - Владимиро-Суздальская область, Тверь, Старая Рязань, Орел, Брянск);
  • Северо-восточная - спасско-болгарские земли.

Северо-западная группа характеризуется памятниками периода 10 века. В инвентаре раскопов поселений и могильников, обнаруживается ряд привозных вещей скандинавского происхождения и предметов местной выделки, им подражающих. Сюда относятся, прежде всего:

Наличие большого числа подобных предметов в схронах и погребениях данного района послужило основанием для выдумки теории скандинавской колонизации в 9-10 веках северо-запада России. Теория выдвинута крупным шведским археологом Арне и поддержана рядом буржуазных ученых. Классовая сущность и направленность скандинавской теории давно выявлена исследованиями отечественных историков. Они вскрыли на детальном разборе археологических материалов несостоятельность построений скандинавской теории и показали и здесь наличие общего процесса феодализации на основе разложения земледельческой семейно-родовой общины, какой происходил в других районах данного периода. Тесная связь, устанавливающаяся между местной феодализирующейся знатью и пришлыми дружинниками норманнами, развитие торговых сношений с Прибалтикой и норманнами объясняют наличие большого числа скандинавских вещей в данном районе, вне всяких построений о массовой колонизации его норманнами, какими объяснял наличие этих вещей Арне.

КапторгаЧитать описание предметов

Наряду с вышеуказанными предметами скандинавского происхождения найден ряд восточных монет, некоторые бляшки и нагрудная подвеска - "капторга". Последняя интересна тем, что это не восточное изделие-талисман с втулкой для ношения надписи из Корана. Найденная капторга - местное подражание, превратившее талисман в простое нагрудное украшение, обогащенное местными, скорее северными, мотивами головок быков, особой трактовкой зерневым узором и цепочками с типично местной трактовкой оканчивающих их подвесок. Равным образом, к местной работе относится и большая часть подвесок со сканными узорами, лунницы, полые серебряные бусины, украшенные зернью.

Серебряные с зернью подвески и бусины гнездовского кладаОписание предметов

В тождественности узоров и техники выполнения изделий с подобными же историческими памятниками соседнего южного района не приходится сомневаться, когда выясняется общая картина развития местного художественного ремесла древней Руси периода становлении феодализма в России. То же самое надо сказать и относительно украшений с зернью невельского клада, его ожерелья, бусин, серебряных перстней. Местной выделки были, несомненно, широко распространенные плетеные шейные гривны, целый ряд экземпляров которых обнаружено в гнездовском и невельеком кладах.

Общий состав вещей гнездовского и невельекого кладов рисуют нам личный убор, главным образом мужской (вещи женского убора сравнительно редки), воинов-дружинников и местной феодализирующейся знати, социальное положение которой в период 10-13 веков вскрывает комплекс археологических памятников. Этот личный убор 10 века еще целиком связан по характеру с предшествующим периодом, с уборами и украшениями, сложившимися в своем облике в среде военно-племенных дружин на высшей стадии развития варварского общества. Массивность, внешнее богатство тяжелых серебряных уборов, крупные громоздкие вещи (гривны, фибулы, ожерелья) с такими же крупными составными частями, имитация металлом ценных камней и жемчуга, отвлеченная декоративность, нагромождение деталей узорной орнаментации, обилие разнообразных украшений, - характерная особенность облика украшений рассматриваемых кладов, постепенно исчезающая в личных уборах 11-12 веков. Особенно типичными для этих уборов являются массивные шейные гривны обручи, обычно плетеные, но иногда литые или кованые из одного массивного дрота. Подобные гривны хорошо известны у военноплеменных дружин древних германцев, галлов, скифов, сарматов. При этом техника выполнения украшений стоит на сравнительно высоком уровне и имеет традиционную выработанность их трактовки. Традиционность обнаруживается в облике вещей, всегда подчиняющихся определенному единству выработанных типов, в характере и технике орнаментации.

Варварский характер украшений северо-западного района, объясняет наличие здесь сильных скандинавских влияний в типах и орнаментации украшений. Украшения норманнов эпохи викингов были украшениями, свойственными высшей ступени варварства.

Похожие обликом украшения, только более богатые и разнообразные, встречаются в большинстве кладов 10-го начала 11-го веков южного киевского района. Это мироновский (1, 2) и борщевский клады (123). Мироновский клад по характеру украшений тесно примыкает к гнездовскому и другим подобным находкам северо-западного района. Борщевский обнаруживает иное, восточное, возможно хазарское, влияние. Во всяком случае, характер трактовки его прекрасных, тончайшей выделки, серебряных сережных подвесок совершенно иной, нежели в северо-западных украшениях. Подобные по типу подвески, но более грубой выделки, встречаются среди древностей волжских болгар, находившихся под несомненным влиянием соседей хазарской культуры. С этими двумя кладами могут быть сопоставлены предметы, составляющие часть ожерелья из серебряных лунниц и бусин, украшенных зернью, найденные в Липовецком уезде Киевской губернии (Киевский университетский музей). С другой стороны эти предметы, особенно лунницы, полностью совпадают с типом лунницы из гнездовского клада.

ЛунницыПерейти к описанию лунниц

Лунница, ее часть и серебряная подвескаРис. 2. Лунница (1), ее часть (2) и серебряная подвеска (3)

Среди описанных Кондаковым черниговских и киевских кладов основная масса вещей относится к более позднему периоду 11-12 веков. Но среди них есть ряд вещей, которые близко еще примыкают к вещам рассматриваемого периода. Таков, например, черниговский клад 1883 г, в котором найдены обрывки массивных цепей с литыми звериными головками, близко примыкающие к украшениям предшествующего периода 9-10 веков. Равным образом и в составе более поздних кладов могли быть вещи, более древние по выделке или подражающие таковым согласно живой традиции украшений предшествующего этапа. К таковым относится цепи из киевского (1876 г., усадьба Лескова) и черниговского клада (1887 г.).

Аналогичный древний тип личных украшений в значительной степени свойственен и золотым вещам каменнобродского клада. В золотой диадеме с камнями и жемчугом, в плетеной золотой гривне с особой яркостью выявляется живая традиция варварских украшений предшествующего периода. Принадлежность к варварской традиции делает эти вещи непохожими на современные им, выпадающими из общего облика украшений 11 и 12 веков.

Ряд аналогий между находками южной и северо-западной группы не случаен. Аналогии являются еще одним доказательством единства процесса феодализации, который происходил в данных районах, указывая на единство, при всех местных своеобразиях, процесса формирования идеологии нового феодализирующегося общества на данном этапе. С другой стороны, он служит лишним доказательством широко распространенного местного производства декоративных изделий. Здесь можно указать еще на ряд аналогичных фактов, например, показать полное совпадение по назначению и технике выделки бронзовых бляшек из черниговских курганов с гнездовскими и приладожскими курганами. Также можно указать на совпадение предметов этих последних с украшениями из курганов 10 века Тамбовской и Рязанской губернии.

В историческом музее в Москве, в коллекциях раскопок Самоквасова близ Чернигова хранится происходящая из 1-й Седловецкой группы курганов серебряная подвеска с изображением двух сопоставленных и сплетенных птиц и головы над ними (Рис. 2.). Подвеска полностью повторяет аналогичную серебряную литую подвеску гнездовского клада (по ссылке рис. 13 на иллюстрации). Обе подвески, несомненно, сделаны в одной и той же мастерской, отлиты в одной форме (гнездовская подвеска чуть меньшего размера из-за того, что ее края либо не полностью отлились, либо несколько урезаны при шлифовке).

Тематически связанные материалы:

Литература:

  • T. Arne, La Suede et l'Orient, Upsala, 1914.
  • В.И. Равдоникас, Норманны и викинги в преладожье, Стокгольм, 1930.
Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...