Городецкая роспись и живопись
Знакомство с городецкой живописью, которой посвящена настоящая статья на нескольких страницах, - это знакомство с самобытной областью русской культуры, с одним из проявлений художественного творчества народа, его яркой фантазии. Городецкая живопись, известная больше под названием городецкой росписи по дереву, - одно из наиболее ярких и самобытных явлений в русском народном искусстве 19-го - первой половины 20 века.
Родина городецкой живописи - Верхнее Поволжье. Резьба и роспись по дереву широко применялись здесь в убранстве крестьянских изб, в украшении предметов быта - прялок, посуды, игрушек.
Старинная городецкая роспись на деревянных деревенских предметах, больше всего на донцах, сохраняет неспешный темп движения Волги. Кисть художника не пытается бежать быстрее мысли, не застаивается от напряжения и старания, не завихряется в выписанных орнаментах, а идет плавно, как Волга, не слишком быстро и не слишком медленно, от возможностей краски темперной, а чаще клеевой краски.
Еще в 19 веке по Волге, Оке и Каме плавали расшивы, мокшаны, коноводки и другие деревянные суда, украшенные "корабельной резью" - сложной плетенкой растительного орнамента, рельефными изображениями человеческих фигур, сирен и львов. По свесам кровель, карнизам, фризовым доскам, наличникам окон деревянных домов распластаны резные гроздья винограда; в затаенных углах фронтонов притаились львы с добродушными мордами, с пышным цветком на хвосте.
Прялка расписная. Донце (слева) - конец 19 века; гребень (справа) - середина 19 века.
Пряха. Деревянная расписная игрушка. 20-е годы 20-го века.
Коньки расписные. 1883 г.
Валек расписной. Начало 20 века.
Блюдо "Две птицы". 1960 г. Государственный Русский музей.
Изготовление донец. Доска расписная. 20-е годы 20-го века.