Городецкая роспись и живопись

Автор: 09 августа 2011 в 14:02 в рубрике
Страница 3 из 8. Список глав

Прикладная резьба

Неистовая фантазия поволжских мастеров не менее ярко проявилась и в оформлении бытовых предметов.

Еще в глубокой древности целые деревни занимались производством и сбытом определенного вида "щепного товара", как называли в старину мелкие деревянные изделия. Каждая из деревень выработала свою неповторимую манеру резьбы, свои рецепты составления красок, свои излюбленные орнаменты.

Городец и окрестные деревни, давно известные иконописным делом и перепиской книг, в 18-м - начале 19-го века прославились изготовлением щегольских экипажей и резьбой на прялочных донцах. Но техника городецкой живописи проще иконной. Приготовление доски тоже проще. Не глубокомысленности, как в иконах. И темы их самые незначительные. Самое интересное в этой живописи - ее завершение, "оживка". Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для светотеневой моделировки, а просто для красы. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками.

Тонким народным юмором отмечено темпераментное искусство мастеров-донечников. В Поволжье, в Нижегородской губернии в то время были распространены прялки с тонким кленовым гребнем, укрепленным в фигурном выступе сиденья для пряхи - донца. Археологические находки подобных прялок 12-го века в Древнем Новгороде и 16-го века в Зарядье в Москве указывает на то, что их конструкция многие столетия оставалась неизменной, менялись лишь приемы декора. Городецкие донца, которые одновременно служили и украшением стен крестьянской избы, являлись подлинными жемчужинами народного искусства. Декоративная смелость рисунка, своеобразная утонченность художественного вкуса мастеров характеризует период расцвета этого редкого вида народной резьбы по дереву.

Во второй половине 19-го века вблизи Городца сложился новый художественный промысел, где многодельная резьба с инкрустацией на донцах и других предметах была заменена живописью. Опираясь на свой многовековой опыт и навыки иконописи и украшения книг, на хорошее знание приемов традиционной цветочной росписи, переняв некоторые мотивы у старых донечников, городецкие художники создали оригинальный стиль, стройную систему украшения предметов.

Наличник резной с росписью
Наличник резной с росписью. Детали. 1881 г.

Шкаф резной с росписью
Токарев-Казарин. Шкаф резной с росписью. Детали. 90-е годы 19 века.

Пряничная резная доска
Пряничная резная доска. Деталь. Первая половина 19 века.

Посудная горка резная с росписью
Токарев-Казарин. Посудная горка резная с росписью. Детали. 90-е годы 19 в.

Посудная горка резная с росписью
Токарев-Казарин. Посудная горка резная с росписью. Деталь. 90-е годы 19 в.

Посудная горка резная с росписью
Токарев-Казарин. Посудная горка резная с росписью. Деталь. 90-е годы 19 в.

Расписная игрушка
Парная упряжка. Расписная игрушка. Первая половина 19 века.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...