Городецкая роспись и живопись
Батальные сцены
В росписи на донцах жизненные наблюдения иногда удивительно переплетаются со знакомыми лубочными картинками. Особенно при изображении многолюдных военных сражений и осад, где высятся крепости, развеваются знамена, скачут генералы, стреляют пушки и падают враги. Авторство большинства из их приписывают талантливому мастеру Г. Л. Полякову, работавшему в 1870 - 1880 годах в деревне Хлебаиха.
Цветистая броская живопись, выразительные фигурки, занимательные балаганные и военные сценки создали изделиям городецких мастеров большую популярность и превратили их в праздничный дорогой подарок. С шумной ярмарки в Нижнем Новгороде крестьяне и скупщики развозили донца, лукошки и мочесники не только по окрестностям, но и дальние деревни соседней Владимирской губернии. Промысел разрастался. В 80-е годы только в небольшой деревне Коскова им занималось 15 семей, каждая изготовляла от 500 до 2000 донец в год, один мастер за неделю мог украсить до 40 донец. Чтобы не отстать от спроса, живописцы выполняли только основную, наиболее ответственную часть работы. Подготовительный же процесс: заготовка сырья, плотницкая и столярная обработка, грунтовка, предварительная окраска и окончательная отделка, лакировка изделий - переходит в руки членов семьи или специальных работников.
То, что деревенские художники делали такое количество донец в год одной семьей совсем не удивляет. Во времена Ивана Грозного царские изографы, иллюстрируя многотомный Летописный свод, делали тысячи более сложных рисунков за очень короткий срок; а храмы расписывались фресками в одно лето, мы бы сказали: за сезон. Получалось все равно хорошо.
Напряженный ритм жизни и оживленная торговля не влияли на качество изделий, отличавшихся завершенностью и насыщенностью декора.
Поляков. Донце расписное. Деталь. 80-е годы 19 в.
Поляков. Донца расписные. 1881 г.
Деталь росписи донца. Конец 19 в.
Расписное донце. Деталь. Конец 19 в.