Городецкая роспись и живопись
Застолья и чаепития в изображениях городецкой живописи
Время возникновения и формирования стиля городецкой живописи совпало с резким сдвигом жизненного уклада, с волной предпринимательства и кипучей торговли, которая охватила во второй половине 19-го века не только города и слободы, но и земледельческие деревни Поволжья. Тяга к городу, к захватывающей пестроте гуляний и балаганных зрелищ, знакомство с купеческим бытом подсказали городецким художникам новые темы. Вместо парадных выездов и других сценок их жизни дворянской усадьбы появились мещанские "столования" и "чаепития", "хоры". На расписных донцах, лубяных коробах и мочесниках эти сценки то превращаются в волшебную красочную сказку, то передаются во всей обыденности и простоте. Нарядные, преисполненные торжественностью момента "кавалеры и барыньки" гарцуют на поджарых, с ярыми очами, игрушечно-хрупких конях, восседают на стульях с высокими спинками, стоят группами на фоне интерьера причудливой архитектуры или обрамления из занавесей и цветочных гирлянд. Художники насыщают картинки предметами обстановки, любовно прорисовывают сложные контуры и орнамент, тщательно передают оттенки цвета.
На картинках городецких мастеров даже трактирный гам превратился в благолепное пирование. Ловко слаженные циганские хоры с красивым веером юбок и черными волнами причесок. Обнимающиеся парочки, застывшие в классическом выразительном бесстрастии - "возлюбленные пары". Все нарисовано, вернее написано, очень просто, как всегда в народном искусстве.
Тема застолий изображается очень часто. Всегда не очень заметная, но назойливая симметрия и отсутствие впереди сидящих. На самом деле попыток заполнить фигурами передний план в старой русской живописи не очень много. В миниатюрах вокруг стола нередко допускались впереди сидящие, но старые городецкие мастера от всего этого отказались начисто.
Впереди стола ничего нет. Сзади - обрамление цветами. Иногда часы, громадные, узорные, или зеркало, занавески, обои, а то и лебеди. Пол - клетками, ножки стола - волютами.
Лица - белые блины, которые скорее всего просто намазаны пальцем. Волосы у кавалеров и дам - двумя движками черной краски, иногда кверху, иногда по плечам, на прямой пробор. Тридцать пять раз по одному месту краской никто не водит, иначе ремесленнику и нельзя, долго, невыгодно.
Донце расписное. Деталь. Конец 19 в.
Мазин. Донце расписное. Деталь. 20-е годы 20 в.
Мочечник расписной. Деталь. 1907 г. Надпись на мочечнике: "1907 года. Вопрос: это что такое вы кушаете? Чай или збитень? Ответ: збитень".
Лебедев. Расписное донце. 20-е годы 20 в.
Деталь расписного донца. Конец 19 в.
Крюков. Сиденье расписного стульчика. Начало 20 в.
Лебедев. Донце расписное. Деталь. Конец 20 в.
Циганский хор. Деталь росписи донца. Конец 19 в.
Деталь росписи донца. Конец 19 в.
Донца расписные. Детали. Конец 19 в.
Чаепитие с хозяйством. Доска расписная.
Поляков. Донце расписное. Деталь. Конец 19 в.
Ф. С. Краснояров. Чаепитие с хозяйством. Доска расписная. 1936 г.