Городецкая роспись и живопись

Автор: 09 августа 2011 в 14:02 в рубрике
Страница 8 из 8. Список глав

Заключение

После бурного расцвета городецкий промысел в начале 20-го века быстро приходит в упадок. Распространение фабричных тканей сокращает потребность в пряже, падает спрос на донца. Мастера не сразу отказались от привычного, освоенного круга предметов. Стойкой оказалась и приверженность к определенным сюжетам, композиционным схемам. Ряд мастеров, перешедших на роспись мебели, используют те же сценки "столований" и "чаепитий", невероятно увеличивая размер фигур и цветов в ущерб свежести и декоративной звучности красок. Писали по отработанным бесконечными повторениями схемам, по памяти, по наглядке, иногда просто копировали попадающие в деревню листы модных журналов и лубков.

Последний, наиболее чувствительный удар по промыслу наносит первая мировая война. Многие мастера уходят на фронт, и массовое производство городецких расписных изделий почти полностью прекращается.

После Октябрьского переворота резко возрос интерес к произведениям народного творчества. Первыми декретами Советской власти и постановлением ВЦИК и СНК "О кустарной и мелкой промышленности" проводятся мероприятия по освоению и дальнейшему развитию художественного наследия прошлого. В периферийных городах и селах создавались музеи; для выявления, изучения и помощи центрам народного ремесла направлялись научные экспедиции, открывались выставки. Среди них особенно значительны выставка крестьянского искусства в 1923 году в Государственном Историческом музее, выставка народного творчества в Государственной Третьяковской галерее и экспозиции Кустарного музея. Возрождались художественные промыслы, осваивались приемы забытого ремесла, возникали новые артели и мастрерские, был налажен сбыт изделий через государственную систему торговли. Произведения народных художников отправлялись на международные выставки в Венецию, Париж и другие города.

Оживилась и художественная жизнь Поволжья. Организованы художественная школа, мастерская по обработке дерева. В 30-е годы возрождается и промысел городецкой росписи по дереву.

Детская мебель, игрушки, деревянные пластины, ширмы, донца и другие изделия мастеров той поры заполнены пестрой россыпью цветов на ярко-желтом, красном, синем, иногда черном фоне. На многих предметах развернуты выразительные картинки новой, современной художнику жизни. Здесь и быт деревни, и работа на колхозном поле, и отряды красноармейцев на сказочных "городецких" конях, и летящие самолеты.

Развитие городецкой росписи было прервано Великой Отечественной войной. По окончании войны потребовалось большое напряжение сил, понадобились организаторские способности местных мастеров, сотрудников и художников Научно-исследователького института художественной промышленности, чтобы вновь наладить производство красочных нарядных изделий древнего Городца.

В настоящее время все мастера работают на местной фабрике "Городецкая роспись".

Роспись лукошка
Роспись лукошка. Вторая половина 19 в.

Деталь расписного лукошка.
Деталь расписного лукошка.

Сиденье расписного стульчика
И. А. Мазин. Сиденье расписного стульчика. 20-е годы 20 в.

Животные на расписных донцах
Животные на расписных донцах.

Мочесник расписной
Мочесник расписной (две стороны). 1857 г.

Лукошко расписное
Лукошко расписное. Деталь. Вторая половина 19 в.

Роспись мочесника
Роспись мочесника. Вторая половина 19 в.

Мочесник расписной
Мочесник расписной. Деталь. Вторая половина 19 в.

Мочесник расписной
Мочесник расписной. Деталь. Конец 19 в.

Донце расписное
Донце расписное. Деталь. Конец 19 в.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...