Гималайское искусство

Автор: 17 января 2012 в 11:06 в рубрике
Страница 1 из 2. Список глав

Черные маски с мимикой, торжественные, иногда гротескные, дикие, или фантастические, но обычно спокойные и странно глубокие, они воплощают всю память о мире, в котором царят несговорчивые духи. Статуетки скромные и надменные, их формы часто сокращены до основания, застывшие в молитвенных позах и позах медитации, изысканные украшения, очевидно контрастирующие с грубостью статуэток; все это является частью племенного искусства народов Гималаев.

Гималайские маскиЦеремониальная маска

Это искусство, обозначено ли оно как племенное или архаичное, происходит из Гималаев, а конкретно из Непала. Это самое последнее в наше время искусство, которое было обнаружено. И уже после того, как мир узнал об искусстве народа Малайского архипелага, почти столетие после открытия искусства Африки и Океании, спустя полвека после обнаружения множества артефактов искусства индейцев и инуитов, было выявлено существование нового, по-прежнему непознаного континента.

Почему это откровение пришло так поздно? Потому, что Непал никогда не был колонией. Он открывал себя для иностранцев очень осторожно, начиная с 1950-х годов. Местная элита, состоящая из высших каст индуистского общества, не чувствовала ничего, кроме презрения к культуре и ремеслам бедных племен и сельских ремесленников, кроме предметов религиозного культа. Многие востоковеды бессознательно переняли эти предубеждения и им до сих пор руководствуются некоторые этнологи. Многие делают чрезмерный упор на письменную культуру, по существу устную традицию, связанную с убеждениями и суеверной практикой доминирующей религии. Она отклоняет наш взгляд от культуры племен Непала. Индия, Китай и Тибет с их "гламурной" цивилизацией, полностью формируются на канонических текстах и указах императоров. Но их корни все равно аналогичны структуре простой сельской общины, где поклонение силам природы и почитание предков является более важным, чем поклонение небесным божествам. В Индии сохранились свои "маленькие традиции" наряду с брахманистской религией. В Тибете не все начиналось с буддизма. Да и в Китае есть доминирующая этническая группа Хань, которая не так давно отошла от шаманизма и магии.

Эти разнообразные архаические корни древней азиатской культуры являются "Гималайским племенным искусством". Такое искусство не должно восприниматься как дегенерация форм классического искусства Индии и Тибета. Эти произведения оригинальны и согласованы с художественной точки зрения. Наиболее выдающиеся из них сопоставимы с произведениями искусства мастеров Африки и Океании.

Гималайское искусствоРукоятка от какого-то предмета

Здесь декоративные элементы и красивые детали не имеют место быть. Их избегают, если они ре регулируются необходимостью. Тем не менее это искусство достаточно выразительное и свободное, изобретательное, и в то же время строгое, минималистически предвзятое, упрощенное.

Не очень легко определить специфику этого искусства, соответствующие характеристики, которые могли бы отличить его от других племенных искусств Азии и Индонезии, не говоря уже о творчестве народов Сибири и Африки. Это отчасти объясняется тем, что Гималайские племенные искусства не могут быть приведены к удобной формуле, этническому стилю. В деревнях ремесленников в наше время мы можем видеть работу плотников, кожевников, кузнецов, которая сейчас основана на современных тенденциях азиатского искусства. Постепенно однако, внимательный глаз начинает замечать отличия, например в особом изображении миндалевидных глаз, геометрической стилизации.

Гималайские маскиЦеремониальная маска

Тибет и тибетские анклавы используют формы искусства, основанные на ламаистской культуре - это статую, маски, используемые в религиозных театральных представлениях. То же самое относится и к театральным маскам южных племен индостана. И то и другое влияние могло быть воспринято искусством Непала. Непал - это средняя зона между, как бы рай, расположенный между открытыми всеми ветрам равнинами на юге и суровых высот Гималаев. Непал может похвастаться плодородными почвами, благоприятными для развития культуры, которые всегда привлекали многочисленных завоевателей и мигрантов. Так из разных частей могла сложиться своя неповторимая культура. Таким образом, под индийским "напылением" - основными компонентами которого являются индуизм, монархия, кастовая система, военные традиции и непальский язык - лежит мозаика народов, верований, обычаев и языков, одновременно древних и более разнообразных, чем та картина, которую рисует нам официальная историография.

Гималайская статуэтка ДхамиСтатуэтка Дхами

Большинство статуэток из бронзы или железные фигурки и каменная резьба находится в западной части Непала. Тем временем самые замечательные маски, особенно маски с портретами предков, гладкие и грубые, находятся в основном на востоке. Кроме того существуют традиции масок на западе, но они весьма отличаются от восточных: они часто бывают в форме диска и гораздо менее реалистичные. Некоторые племена предпочитают более изысканную обработку, чем восточные племена. Во многих районах еще сохранились практики шаманизма и немногочисленные шаманы все еще используют маски в своих религиозных обрядах.

На самом деле небольшая пропасть отделяет старую Азию от индоевропейской традиции. Поэтому не удивительно, что мы часто находим связи между племенной скульптурой и творчеством калашской народности в пакистане. Аналогично мы не должны удивляться сходству между погребальными масками Маньчжурии и Непала, не говоря уже о сибирских масках, которые имеют много общего с гималайской моделью. В областях между Монголией и границей с Тибетом, эвенкийским и бурятским народом у озера Байкал используется в ритуалах почти такой же барабан.

На следующей странице приглашаем посмотреть не которые другие образцы гималайского искусства.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...