Японское искусство на рубеже 19-20 веков
В Японии - единственной азиатской стране, успевшей к началу 20-го века сложиться в крупную капиталистическую державу, - традиционное национальное искусство и "европейское" направления были вовлечены в столкновение общественных движений и государственной политики. Но в архитектуре массовых и уникальных зданий (мемориал Мэйдзи в Токио, 1915 - 1918) сохранялся все еще традиционный опыт.
Мэйдзи-Дзингу. Мемориал Мэйдзи в Токио.
Но насущные потребности побудили также быстро освоить новую типологию зданий, строительство из кирпича, металлические конструкции, железобетон, а вместе с этими новшествами в творчестве ее мастеров, учившихся в Европе и Японии, распространилась европейская архитектурная эклектика (архитектор Тацуно Кинго - вокзал в Токио, 1914; архитектор Катаяма Отокума - дворец Акасака в Токио, 1899 - 1908).
Серьезные потрясения переживает на рубеже 19 - 20 веков японская национальная живопись тушью и водяными красками (нихонга). Ее на тот момент наиболее творческие силы (Тэссай Томиока, Ёкояма Тайкан, Такэути Сэйхо, выступавший позже с социальными рисунками Хирафаку Хякусуй и другие) стремятся к более открытому и непосредственному восприятию мира и переходят от линеарных (плоских) изображений, замкнутых плавными контурами, к более свободной манере, прибегающей к светотеневым эффектам.
Работа Такэути Сэйхо как образец традиционной японской живописи пером и тушью
Тэссай Томиока. Японская национальная живопись тушью и водяными красками.
В свою очередь в живописи маслом европейского типа (ёга), сложившейся в Японии в середине 19 века и успевшей потерпеть гонения от властей, образуется несколько тенденций: пейзаж, жанровая живопись на народные темы - повествовательная у Асаи Тю, Вада Эйсаку, более экспрессивная у Аоки Сиггеру и также тяготеющая к европейскому опыту, но чуждающаяся этих сторон жизни живопись Кисида Рэсай; пленэрная бытовая живопись (Курода Сэйки) и первые соприкосновения с европейским модернизмом.
Вада Эйсаку. Образец японского ёга.
Пленэрная бытовая живопись Курода Сэйки.
Скульптура, где наряду с мастерами полуремесленной деревянной пластики выступают ученики Родена, не завоевала значительного места. Графика, питавшаяся мощными местными традициями, напротив, начала быстро обретать новую почву, выбросив первые побеги политического газетного рисунка.