Северо-индийская живопись Мадхубани
Картины Мадхубани (или Джанаки) - это искусство коренных жителей северо-индийской деревушки Бихар. Женщины в этой деревне сохранили матриархальное господство над ремеслом. Идеи своих картин они берут из природы, из религиозных историй и легенд, а также из своего быта. Посвящают картины разным событиям: от простых жизненных циклов, таких как бракосочетания, до сезонных фестивалей. Техника живописи Мадхубани ревностно охраняется женщинами деревни от чужих, потому что техника должна быть передана только от матери к дочери.
Внимание: материал этой статьи является авторским компилированным переводом и его копирование на другие ресурсы не приветствуется без согласия на то администрации сайта zen-designer.ru.
Район Джанаки распложен недалеко от границы Индии и Непала и несет богатую палитру культурного наследия в области искусства и литературы. Его наследие восходит по крайней мере к началу первого тысячелетия до нашей эры и самые известные личности этого наследия - Будда и Махавира. Это также родина Ситы - жены Рамы. Поэтому истории из Рамаяны очень часто изображаются в местном искусстве.
Женщины Бихара практикуют свое искусство на протяжении нескольких веков, но на широкую публику представили живопись только в 60-х годах 20-го века, когда сильная засуха не оставила средств к существованию и люди были вынуждены искать альтернативный источник дохода. Продажа картин Мадхубани, живописи выполненной на бумаге, оказалась тогда наилучшей альтернативой. И по сей день живопись Мадхубани является одним из самых знаменитых народных искусств мира, наряду с искусством горячего батика южно-китайских провинций.
В настоящее время живопись Мадхубани поддерживается несколькими меценатами из нескольких городов на севере Индии, которые в частности проводят эксперименты по адаптации традиционного стиля к современности.
Большинство картин Мадхубани основаны на характерных особенностях жизни, а именно религии. Наиболее известны картины с изображениями сцен из ведических повествований о богах, Кришне, Раме, Шиве, Дурге, Лакшми и Сарасвати, которые также являются наиболее распространенными фигурами у художников Мадхубани. Центральными темами картин картин являются любовь, отвага, преданность и целомудренность, хотя подход к изображаемому может сильно отличаться. Поэтому почти всегда художники используют некоторый символизим: сцены ухаживаний и браков отличаются от чего-то другого наличием в них изображений попугаев, рыб и т.п.
Божественные существа всегда располагаются по центру, в то время как их супруги вместе с элементами декоративного наполнения изображаются на фоне. Человеческие фигуры в основном абстрактные и линейные по форме.
Наряду с божествами популярны также и небесные объекты, в особенности Солнце и Луна. Картины Мадхубани также выступают в качестве своеобразных визуальных отчетов о народных судах, сценах свадеб и других социальных событий. Сложные цветочные мотивы, мотивы с животными и птицами, геометрические узоры заполняют свободные части картин. Поскольку это сложное мастерство передается из поколения в поколение, то всячески поддерживаются традиционные темы.
Искусство Мадхубани сохранило свой оригинальный многовековой стиль и содержание. В настоящее время художники используют уже синтетические красители, однако до сих пор используются и природные краски, извлеченные из растений, потому что таким цветам не находится замены. Оригинальный черный цвет Мадхубани получается путем смешивания сажи и коровьего навоза, желтый - из куркумы, пыльцы, извести, молока и листьев баньяна, красный - из сока цветка Кусама или красного сандалового дерева.
Жипопись Мадхубани имеет как бы два стиля - Качни (штриховка) и Бхарни (заливка). Качни использует тончайшие линии и немного цвета. Бхарни использует цвет для локальной заливки, а также черные контуры с заполнением их яркими цветами.
Картины Мадхубани пишутся на разных материалах, таких как ткань (в основном шелк), холсте и бумаги ручного приготовления.
Техника выполнения живописи Мадхубани требует навыков и предполагает определенную технологию. Техника использует простое сырье: бамбуковые палки и хлопок. Хлопок оборачивают вокруг бамбуковой палки, и таким образом получается кисть для живописи. Затем кисть смачивается краской и прикладывается к ткани. Светотень не используется. Набросок делается двойными линиями.
Картины Мадхубани, будучи повешенными в комнате, добавляют интерьеру динамизма, благодаря особому вибрированию цветов. Они красивы, характеризуются яркими красками и смелым использованием цвета и традиционного геометрического узора, поддерживающего основную тему картины. Живопись Мадхубани является традиционной формой народного творчества, которой удалось найти себе место в международном масштабе и признание во всем мире.
Далее добро пожаловать в небольшую галерею картин Мадхубани, составленную из 21-й работы.