Алфавит, шрифт, начертание

Автор: 01 августа 2011 в 16:34 в рубрике
Страница 1 из 3. Список глав

Продолжаем публиковать цикл статей о шрифтах и алфавитах, но здесь речь пойдет немного об истории шрифтов. Затронуты темы возникновения различных начертаний знаков латинского алфавита, церковно-славянская азбука и гражданский шрифт Петра Первого. А на последней странице сравнительные таблицы шрифтовых начертаний в разных языках. Статья будет интересна в первую очередь полиграфистам, имеющим желание расширить свои знания по теме шрифтового искусства.

Очередная статья о шрифтах и алфавитах, но здесь речь пойдет немного об истории шрифтов. Затронуты темы возникновения различных начертаний знаков латинского алфавита, церковно-славянская азбука и гражданский шрифт Петра Первого. А на последней странице сравнительные таблицы шрифтовых начертаний в разных языках. Статья будет интересна в первую очередь полиграфистам, имеющим желание расширить свои знания по теме шрифтового искусства.

Латинский шрифт

Латинский шрифт - это старое производственное название одной из стандартных гарнитур, а также наименование шрифтов, построенных на латинской графической основе. Термин "латинский шрифт" иногда противопоставляется термину "готический шрифт".

Римский капитальный шрифт (рис.1) является родоначальником всех всех современных латинских шрифтов. Отличаясь простотой форм, он одновременно может быть классическим образцом красоты и изящества очертаний букв.

Римский капитальный шрифт
Рисунок 1, 2, 3.

Подобные шрифты, высекавшиеся долотом на камне или мраморе, называются монументальными. На рисунке приведены уменьшенные и схематические, т.е. силуэтные, а не объемно-рисованные фрагменты: сверху - высеченная надпись на колонне Таяна в Риме, снизу - надпись на мраморной доске времен императора Адриана. Монументальный шрифт, в рукописном виде уже несколько измененный, встречается в старинных рукописях (рис.2). Это так называемый рукописный римский капитальный шрифт. Как тот, так и другой шрифт, - маюскулы, т.е. шрифты, состоящие из прописных букв. Наряду с этими шрифтами существовал и римский курсив - скорописное письмо.

Позднее капитальный шрифт претерпел изменения - они вносились переписчиками книг. Возник так называемый унциальный шрифт (рис.3). Буквы закруглились, что явилось следствием применения кисти или тростникового пера. Буквы приобрели утолщения от нажима пера и некоторые из них уже писались с концами, выступающими за верхнюю или нижнюю линию строки. В некоторых буквах уже наметился переход к строчной форме письма - к строчным буквам, т.е. к минускулу.

Из унциального письма образовался полуунциальный рукописный шрифт (рис.4), представляющий собой слияние унциального письма с римским курсивом. Буквы явно приобрели минускульную форму, причем выступающие концы некоторых букв еще больше удлиннились.

Полуунциальный и унциальный шрифты
Рисунок 4, 5, 6

С 9 по 13 века в западноевропейских странах господствующим стал каролингский шрифт (рис.5) - титульные маюскульные шрифты и минускульный шрифт из рукописных библий, получивший свое название от династии Каролингов. По сравнению с унциальным шрифтом многие буквы здесь упростились, что объясняется ускоренным их написанием. Буквы приобрели большую округлость, а выступающие штрихи значительно удлиннились и приобрели орнаментальную форму.

В 10-12 вв. наметился переход к котическому шрифту. С этого времени в рукописных книгах встречаются уже буквы с заостренными концами (рис.6). Вначале заострения встречались лишь в верхних соединительных штрихах, но позднее стали заострять и нижние концы основных штрихов.

Готический шрифт - название шрифтов, возникших на латинской графической основе, но с угловатыми ломаными контурами. На рисунке 7 сверху - итальянский и французский готические рукописные шрифты, снизу - немецкий готический печатный шрифт печатни Гутенберга.

Готический шрифт
Рисунок 7, 8. Готические шрифты. Фрактура.

С изобретением книгопечатания готический шрифт претерпел ряд видоизменений (рис.8). Возник полуготический печатный шрифт с более округлыми очертаниями, из которого образовался швабский шрифт. В 16-м веке появился так называемый фрактурный шрифт (фрактура), который с тех пор стал национальным печатным шрифтом немцев. Прописные и строчные буквы готического шрифта из фрактуры естественным путем образовались из рукописного каролингского шрифта.

Антиква-шрифты появились в 14-15 вв. и произошли не прямо от каролингского шрифта, как готический и фрактурный. Прописные буквы этих шрифтов произошли непосредственно от римского капитального, а строчные буквы имеют в основе этот шрифт, причем округлость своих очертаний заимствовали у каролингского шрифта. Постепенно в Европе антиква-шрифты вытеснили готический шрифт, который лишь в частичном употреблении сохранился только у немцев.

Антиква шрифты

Европейские книгопечатники создали замечательные шрифты антиква, из которых укажем на следующие (рис.9): 1 - шрифты Мануция; 2 - шрифт Дидо; 3 - один из современных шрифтов-антиква.

В течение столетий антиква-шрифты претерпели многие видоизменения. Однако и до настоящего времени римский капитальный шрифт является одним из лучших, классических образцов шрифтов.

Далее глава о славянском шрифте.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...