Введение в искусство интерьера
В царской России подвиги умельцев на ниве прекрасного не отмечались монаршей милостью, имя - и то редко - оставалось на странице истории культуры. Но они трудились на совесть, понимали, что не правителям служат, а Отечеству - славой покрывают землю русскую.
Отовсюду шли подивиться палатами Московского Кремля, залами Эрмитажа, дворцами Северной Пальмиры и ее пригородов. Слитность с пейзажем, национальный характер присущи лучшим постройкам прошлого. Со времени из возведения много лет прошло. Время, войны, пожары разрушали дивные творения. По фотографиям, обмерам, подлинным чертежам возрождали шедевры реставраторы, проявляя упорство и умение, чтобы ярким блеском озарить вдохновенный труд Воронихина, Захарова, Растрелли, Росси, Стасова. Сейчас в особняках музеи. Они пробуждают благодарные мысли и добрые устремления у нынешних поколений.
Не только творцы созидали и украшали трудовые люди. Их душевная теплота, лиричность отражались в убранстве крестьянских изб. Да и как иначе, если родная земля, хлеб золотистый и шелковый лен, реки и поля просторные так и выплескивались на ковры, кружева, расписную керамику, резные узоры, наполняя дом шелестом березовых перелесков, запахом сосновых лесов и вольных лугов. Потому так неисчерпаемо народное творчество. Художники и сегодня обращаются у опыту гениальных умельцев.
Продолжать давние традиции - это не значит копировать причудливые, замысловатые узоры, их многоцветье. Истоками истинного мастерства, новаторства сегодняшних художников является изучение народного творчества, бережно отношение к нему.
Помимо внешних, бросающихся в глаза признаков среды, есть еще и внутренние законы ее формирования, диктуемые потребностями, удобством и красотой. То есть искусство быта, планировки и размещения утвари или оборудования подвластно рациональности и, если угодно, вдохновению.
Современное искусство интерьера базируется на некоторых специфических терминах, понятиях, объяснением которых мы предварим наш разговор. Под интерьером подразумевается внутреннее помещение в строении и сооружении. Среда делится на естественную и искусственную (внешнюю и внутреннюю, что в архитектуре характеризуется обликом строения снаружи и интерьером). Среда может подразделяться на предметную (оборудование, мебель, коммуникации), физическую (микроклимат, шум, вибрация), социальную (контингент работающих с учетом возраста, образования и т.п.).
Проектирование интерьера осуществляется с помощью архитектурных и строительных чертежей, важнейшие из которых следующие:
- план - горизонтальное сечение здания с показом стен и перегородок, оборудования и мебели при взгляде сверху;
- плафон - проекция потолка со светильниками;
- развертки - фасад каждой стены;
- перспектива - условное изображение общего вида интерьера.
Художественные средства. Архитектура и искусство интерьера под художественными средствами понимают формы и элементы (произведения монументального и декоративно-прикладного искусства, стены) и средства выразительности (пластика, свет и цвет, пропорции, масштаб, ритм, контраст, нюанс и др.).
Тектоника. Понятие тектоники в архитектуре означает пластическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью. Тектоника - это также художественное выражение работы несущих конструкций - стоек, балок, ферм, оболочек и т.п.
Композиция - основной термин в архитектурном проектировании. На ее фундаменте строится и искусство интерьера. Под архитектурной композицией подразумевается такое сочетание и взаимосвязь элементов архитектурного сооружения, которые в результате создают законченность и целесообразность архитектурного произведения. Это понятие применимо к процессу проектирования, к проекту и самому сооружению.
Предмет нашей беседы - искусство интерьера, художественные способы создания эмоционально выразительной среды внутреннего пространства зданий. Организация пространства зданий зависит от их предназначения (жилые, общественные) и подчиняется общим требованиям и закономерностям (психофизиологическим, социальным, градостроительным).
Интерьер есть составная часть архитектуры. Первоначальное значение этого слова - строительное искусство. Ему синонимичен употребляемый в русском языке термин "зодчество", означающий искусство строительства зданий. Базис этой области человеческой деятельности - научные знания, техническое умение и художественное мастерство.
В современном понимании архитектуру можно рассматривать как систему материальных структур, формирующую среду для жизни и деятельности человека. Наряду с утилитарными задачами архитектура решает социальные, идеологические и эстетические задачи. Материально практической основой архитектурных сооружений предстает образная, выразительная форма, удовлетворяющая духовные и эстетические запросы людей. Следовательно, архитектура - один из видов искусства.
Художественное конструирование оборудования, визуальных коммуникаций (указатели, знаки) обозначается словом "дизайн". Научная база дизайна - техническая эстетика и эргономика, изучающая взаимодействие человека с техникой, например обеспечение рациональных движений и комфорта при управлении машиной.
В искусстве интерьера нас, прежде всего, интересуют не только эстетические свойства, декоративные украшения, но и соответствие архитектурного решения назначению, ради которого сооружается здание, создается интерьер.