Монгольская национальная живопись

Автор: 29 сентября 2011 в 15:07 в рубрике
Страница 1 из 5. Список глав

Коротко об истории

Одним из главнейших монгольского изобразительного искусства, возникшего в глубокой древности, является живопись. Повсюду в нашей стране имеются наскальные изображения, лаконично воспроизводящие знаки тамга, оленей, лосей, архаров и других зверей, птиц и домашних животных, служивших тотемами для племен обитавших в лесах и степях севера Центральной Азии, а также труд, охоту и верования древних охотников и скотоводов.

Древние художники работали в очень прочной, стойкой технике; они либо закрашивали силуэт на поверхности скалы, либо закрашивали рисунок минеральной, преимущественно, красной краской.

Хуннский ковер

Приведем лишь один пример: так по хуннскому войлочному ковру, извлеченному из ноинулинских погребений, можно получить представление о живописи хуннов. Он был найден в шестом могильнике и имеет размер 2,6 х 1,95 м. Все центральное поле его заполнено единым беспрерывным линейным роговидным орнаментом, выполненным в технике войлока, а наружная широкая кайма заполнена композицией из девяти пар дерущихся зверей. Одна пара представляет собой мохнатого яка со спутанной шерстью и подмятым хвостом, который острыми рогами бодает в шею гривастого барса, вцепившегося в его тело. В следующей паре разъяренный гриф вонзает когти и клюв в круп убегающего оленя. Эти композиции, исполненные в технике аппликации, дополняются промежуточными, условно трактованными ветвистыми зелеными деревцами, также выполненными в цвете аппликацией. И это подлинно художественное, экспрессивное, вместе с тем сатирическое изображение борьбы животных за существование на хуннском войлочном ковре можно рассматривать не как декоративное ремесло, а как цельное содержательное произведение изобразительного искусства. Чувствуется тщательно изученное знание фигур, повадок, движений, мастерство преувеличения, экспрессии и судя по ним можно предположить, что через этих дерущихся зверей воспроизведена межплеменная борьба и победа хуннов. Это великолепное творение хуннских мастеров свидетельствует о прямом продолжении линии центральноазиатского "звериного стиля" в искусстве, идущей непосредственно от эпохи бронзы. Симметричная композиция, ритмика, определенное цветовое сочетание, весь образный строй его дают яркое представление о художественной стороне живописи того времени.

Относительно погребальных обрядов тюрков, как это упоминается в Суйшу, на месте погребения воздвигалось деревянное сооружение, внутри которого помещали покойного и на стенах изображали эпизоды из его героических ратных подвигов при жизни.

В 1-3 веках нашей эры в Монголию через Шелковый путь проникла Махаяна, получившая распространение во времена господства Кушаней, охватывающего север Индии и Среднюю Азию.

Из числа ранних, процветавших на нашей территории государств, наиболее буддийской и оказавшей конкретное влияние на художественную культуру монгольской национальности, является Уйгурия (8-й век). Во время раскопок под полом знаменитого дворца "Тысяча спокойствий" Угедей хана были найдены развалины буддийских храмов, на которых сохранились фрагменты настенной росписи, они отнесены исследователями к ряду школ уйгурской и центральноазиатской живописи 9-10 вв.

В течение двухсот лет в 10-11 веках существовало монголоязычное государство киданей Дай-ляо. Оно имело обширные связи с Китаем, Кореей, странами Средней Азии. Культура Дай-ляо была вестма своеобразна, там процветали портретный и пейзажный жанры, настенная живопись на исторические темы и т.д.

Значительный интерес представляют настенные росписи Надгробного храма близ Цаган. В числе представителей восточных народов, изображены стоящие в ряд мужчины, они оснащены луками и стрелами, по одежде, предметам обихода, черт лиц, осанке со всей очевидностью можно опознать монголов. Написаны они реалистично, мягким умелым рисунком, с соблюдением верных характерных пропорций тела.

На стенной росписи изображен хангайский ландшафт Восточной Монголии, представленный во всех четырех временах года с характерным для него животным и пернатым миром. Вместе с тем по манере и форме написания эта роспись резко отличается от танских и сунских пейзажей. Так, прекрасно скомпонованы виды гор, рек, лесов, пасущиеся в тайге олени, косули, сидящие на деревьях перелетные птицы, хорошо переданы в цвете парящие дальние облака. Весь этот пейзаж напоминает произведения живописи Монголии последующего времени.

Согласно историческим источникам в Монголии существовали киданьские города и поселения, из которых наиболее примечательным был Керуле Барс. "В городе есть весьма большая, запустелая кумирня, в заднем капище которой находятся две пагоды - одна в семь, другая в пять ярусов. Написанные на стенах этих пагод изображения будд сохранились в целости" - описывал этот город побывавший в Монголии в 1731 году китайский путешественник Гун Чжи.

Настенная роспись

В 13-м веке монгольские завоеватели не ограничились лишь объединением своего государства, а установили свой протекторат над многими землями и странами Востока и Запада, вывозили из завоеванных стран художников и мастеров, которые доставлялись в Кара-Корум, где приобрели широкий размах строительство и декорировка дворцов и ставок. Например, портреты великих правителей, хранившихся в Храме предков в Пекине, можно рассматривать как монгольскую живопись с влиянием центральноазиатского искусства, в которых в художественном отношении глубоко раскрыты черты древнемонгольской знати, и кои являются прямым продолжением киданьского портрета. Судя по тому, как одежда, предметы принадлежности и украшений персонажей совпадают с их описаниями, содержащимися в источниках и записях путешественников того времени, видно, что их авторы были современниками тех правителей, а выполненные ими работы суть индивидуальные портреты подлинных исторических лиц.

Картинки из музея Топкану в Стамбуле, опубликованные в книге "Монгольская живопись", действительно дают представление о монгольской живописи того времени. Часть их показывает жизнь кочевников-скотоводов, уход за конем и другими домашними животными, сцены охоты, включая фигуры в движениях разного рода зверей, тогда как другая часть представляет собою изображения антрозооморфных существ, сильных на вид, свирепых по нраву, ловких и быстрых, одетых в человеческие одежды, передники, с браслетами на руках и ногах. Эти сказочные чудовища показаны людьми, они борются между собой, крадут лошадь, танцуют, музицируют. Главную тему живописи тех монголов составляют богатыри-титаны из героических эпосов, сцены боев и сражений, воспевание подвигов и побед ханов и нойонов; также излюбленными темами были пейзаж, анималистика. Тщательно продуманная композиция, образный строй, движения героев, поражают в этих картинах своей характерностью, особенно по своим смелым, свободным, монументальным образам, они резко отличались от местных миниатюр. Живопись эта явно реалистического типа, рисунок в ней исполнен рельефно, с преобладанием красного, синего, коричневого цветов.

Таким образом, процветавшие в разное время на территории Монголии древние и средневековые государства с яркой самобытной культурой также оставили после себя богатое художественное наследие, без учета которого вряд ли возможно формирование представления о монгольской живописи того времени.

Тэг:
Комментарии (1)
Iri 04 мая 2015 в 12:33
Почему у монгольских игральных карт нигде нет первого документального упоминания, и времени создания экземпляров, хранящихся в музее
Написать комментарий...