Африканское искусство

Автор: 19 июля 2012 в 14:02 в рубрике

Часто говоря об искусстве Африки имеют в виду лишь красочные и колоритные африканские маски. Однако африканское искусство - это не только маски, а нечто гораздо большее. И сегодня речь пойдет о памятной скульптуре.

На протяжении веков к югу от Сахары художники Африки увековечили для потомков многих выдающихся личностей своего общества в удивительно разнообразном репертуаре региональных скульптурных идиом натуралистичных и абстрактных. Изначально такие скульптурные изображения (скульптурные портреты) служили социальными ориентирами для следующих поколений и чтобы те помнили о своих предках. Однако африканское искусство вместе с тем нельзя рассматривать как временную абстракцию архетипов общества. На чисто формальном уровне функция архетипа вовсе не очевидна. Вместо этого мы вполне можем проследить связь африканского творчества с реальными историческими событиями, которые имели место быть в свое время на континенте. На этом уровне африканское искусство имеет особую значимость.

Африканское искусство. Маска Королевы-матери.Маска "Королевы-матери". Нигерия, Бенин. Слоновая кость, железо, медь.

Эта маска из слоновой кости является одной из двух идентичных работ, одна из которых находится в Британском музее. Хотя образы женщин редко встречаются в художественной традиции Бенина, эти две маски стали символом наследия династии, которая продолжается и по сей день. Маску изготовили, как полагают, в начале 16 века для короля в честь его матери.

В Бенине слоновая кость связана с белым цветом и богом моря Олокуном, служит символом ритуальной чистоты.

Маска является чувственным идеализированным портретом. Работа учитывает изображаемый предмет и потому мы видим мягко смоделированные особенности лица и многочисленные детали, такие как полосы на лбу и коралловые бусы ниже подбородка, где мы видим ряд стилизованных змееголовов.

Африканское искусство. Голова Оба.Голова Оба. Нигерия, Бенин. Бронза.

Лидеры королевства Бенин в современной Нигерии ведут свое происхождение от правящей династии, которая началась в 14 веке. Звание "Оба", или король, передается на первенца каждого последующего короля. Первая обязанность каждого нового короля - отлить в бронзе портрет своего отца и поставить на алтарь во дворце. Алтарь занимает важное место в дворцовых ритуалах и понимается как соединение дел нынешнего короля с делами своих предков.

Идеализированный натурализм этой работы изображает короля в расцвете сил. Головной убор - это стилизация расшитого бисером наряда, как и воротник.

Африканское искусство. Погребальная голова.Погребальная голова. Гана. Культура Акан. Терракота.

Начиная со второй половины 16 века традиции терракотовой портретной скульптуры играли важную роль в погребальных обрядах и увековечивали память о мертвых. В то время это было прерогативой лишь знати и королевской семьи. Подобные погребальные головы имеют очень большое стилистическое многообразие. Их размеры варьируются от семи сантиметров до натуральной величины, а также бывают как полыми, так и цельными, округлыми и угловатыми.

Африканское искусство. Оба с жертвенными животными.Оба с жертвенными животными из алтаря Эзомо. Нигерия, Бенин. Бронза.

Предметы такого рода делались из терракоты, дерева или бронзы в зависимости от статуса человека, которому они посвящены. Скульптура является частью композиции. Обычно они однотипные и рассказ об одной похожей работе в описании следующего изображения.

Африканское искусство. Алтарь Эзомо Эхенуа.Алтарь Эзомо Эхенуа. Нигерия, Бенин. Бронза.

Алтарь изображает важный исторический момент, связанный с правлением Акензуа Первого. В начале 18 века мятежный военначальник бросил вызов правлению Акензуа и угрожал стабильности и единству королевства. Эхенуа и несколько его военначальников играли центральную роль в наведении порядка. В знак признательности, в честь героических заслуг Эхенуа была создана эта скульптурная композиция. Художник здесь использовал разномасштабные фигуры для обозначения относительного статуса людей, изображенных на фризе. На вершине сам Эхенуа в боевых доспехах, держащий в руках военные трофеи. Вокруг него группа миниатюрных солдат, слуги и священники. На фризе изображены два ряда солдат, среди которых можно заметить и португальцев, что явно свидетельствует о степени, с которой европейские державы были заняты поддержкой правительства Бенина в то время.

Африканское искусство. Фигурка придворого музыканта.Памятная фигурка придворого музыканта. Кот-д'Ивуар. Терракота.

Эта глиняная фигурка придворного музыканта была создана, чтобы сопровождать погребальный скульптурный портрет правителя Акан. Когда правитель умер, его портрет был привезен на кладбище и остался там среди портретов предыдущих поколений вождей и правителей. Скульптуры придворных, подобные этой, также оставлялись возле захоронения, чтобы утешить и поддержать умершего в загробной жизни. Необычного вида головной убор указывает на особый статус придворного музыканта. Полосатая шея предполагает здоровье и благополучие, в то время как следы на щеках, на лбу и на висках указывают на этническую принадлежность. Руки фигурки прижимают к губам флейту. Работа несмотря на достаточно примитивный вид весьма выразительна, в чем можно убедиться по специфическому наклону головы и прищуренным глазам: все говорит о том, что музыкант полностью поглощен игрой на флейте.

Африканское искусство. Памятная голова.Памятная голова. Гана. Терракота с фрагментами кварца.

Эта элегантная терракотовая голова является памятным портретом. Идеализированное представление, спокойное выражение, сбалансированная композиция призвана воплощать положительные качества правителей. Созданные посмертно, изображения королей, подобные этому, размещались на кладбищах среди портретов предыдущих правителей. Как правило каждый портрет сопровождали изображения его слуг, которые утешали покойного после смерти. Вместе они создавали целые скульптурные комплексы, хранящие память об уважаемых людях. Традиция изготовления таких скульптур восходит по крайней мере к 17 веку. и имеет множество стилистических особенностей. Данная скульптура, к примеру, имеет более натуралистические черты лица, тогда как некоторые другие используют сильно стилизованные формы. Хотя основное внимание в подобной скульптуре уделяется только голове и шее, есть множество других портретов, которые изображают человека в полный рост и даже в динамике.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...