Древнерусское деревянное зодчество

Автор: 23 июня 2012 в 12:12 в рубрике
Страница 1 из 3. Список глав

На русской земле - в Обонежье и Беломорье, в Поонежье и Подвинье, Тверском и Ярославском, в Сибири с ее беспредельным заполярным окормлением, а кое-где близ Москвы - стоят, растерянно глядя на современный мир, памятники древнерусского деревянного зодчества, свидетели былой жизни России: избы и амбары; большие и малые церкви, равно прекрасные и великие в ореоле своей целостной, всеобъемлющей мудрости; некогда могучие, а ныне добродушные и несуровые крепостные башни. В старину на Руси таких построек было великое множество.

"Страной зодчих" назвал России Игорь Грабарь. Да, это так. Но истинным зодчим строитель становится лишь тогда, когда вкладывает мысль сердца в свое творение, где каждая деталь и каждая линия обретают смысл, где нет места, не может быть случайности или механического, тупого подражания.

Древнерусское деревянное зодчество - Церковь Ризоположения
Церковь Ризоположения в деревне Бородава – древнейший деревянный памятник на территории России, сооруженный в 1485 году.

Практическое назначение старинных деревянных построек у народа-зодчего всегда было связано с представлениями о красоте мира. Польза и красота неразделимы в древнерусской архитектуре, как неразделимы они и в самой жизни человека. Но что важно: под красотой понималось не украшательство, не дороговизна материала или неожиданность яркоцветья, а тонкое, сердцем прочувствованое и разумам осмысленное соотнесение частей и целого, лаконичность, мудрая простота форм и естественное изящество линий, то есть именно то глубинное, вдумчивое осознание архитектуры, которое делает ее не ремеслом, а искусством.

Древнерусское деревянное зодчество - Георгиевский погост
Георгиевский погост 1700 г. в селе Поча Вологодской области.

Традиционные основы искусства деревянного зодчества свято оберегались каждым последующим поколением мастеров и вместе с тем оттачивались и отшлифовывались на протяжении веков, впитывая в себя также достижения мировой архитектуры и преломляя их сообразно незыблемым заветам дедов и отцов. Так сформировалась особая, самостоятельная ветвь всей русской архитектуры - народное деревянное зодчество. Это было искусство, созданное путем накопления коллективного опыта многих поколений мастеров и производящее огромное впечатление устойчивой мудростью традиций, единством стиля и глубиной идейно-образного содержания. Это была поистине общенациональная архитектура, впитавшая в себя саму суть мироощущения всех слоев русского общества, когда и князья, и бояре, и духовенство, и народ, и дружины городские, и дружина земская - все классы и все виды населения были проникнуты одним духом, одними убеждениями, однородными понятиями, одинаковой потребностью всеобщего блага.

Народные, или, точнее, единородные, идеи общерусской жизни находили свое художественное воплощение в образах архитектуры, видовой памяти поколений. Потому и строили по старине, по образу и подобию, как водится. Чтили думы своих предков и себя укрепляли ими.

Древнерусское деревянное зодчество - Крыльцо Георгиевского погоста
Крыльцо Георгиевского погоста в селе Поча Вологодской области. Открытка начала 20 века.

Что же касается памятников древнерусского деревянного зодчества, то мы видим эту красоту прежде всего в правдивой, натуральной и ничем не приукрашенной поверхности бревенчатого сруба, в контрастных сочетаниях отдельных деталей и крупных частей здания. Она и в холодных, серебристых оттенках ели, древесину которой обычно использовали для кровель; и в золотистом теплом цвете сосны с ее живым, никогда не повторяющимся рисунком янтарной сердцевины, превращающим однородную поверхность сруба в живописное полотно с муаровыми переливами волокон и неторопливым чередованием темных мутовок. Она же и в способности гладких плоскостей, поставленных под углом друг к другу, по-разному отражать свет, давая богатую игру бликов. При однородности материала - дерева - объемные и световые контрасты всегда подчеркивали основную идею архитектурного образа, уничтожая монотонность здания, казалось бы, неизбежную.

Именно это единство двух начал, гармония материи и ее природной души, использование дерева не только как строительного материала, но и как материал искусства характерно для древнерусских деревянных построек. Однако их следует отличать от сооружений иного рода, хотя и тоже выполненных из дерева.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...