Малые архитектурные формы: мебель

Автор: 26 мая 2010 в 14:30 в рубрике

В организации интерьеров используется ряд элементов, которые имеют, как правило, строгое функциональное предназначение. При их художественном конструировании проектировщик должен удовлетворить специфические требования, среди которых - удобство обращения с предметом или изделием, стилевое единство, органическая связь со средой.

Малые архитектурные формы объединяют различного рода киоски, зоны отдыха, гардеробы. При оформлении интерьера определяется наиболее приемлемый для всех предметов вариант конструкции и отделочных материалов. При монтаже киосков, витрин используется профильный или листовой алюминий, стекло, пластик. Скамьи, банкетки, цветочницы и урны стараются изготовить выразительными по форме, но при непременном условии соответствия ансамблю.

Взаимосвязь архитектуры и дизайна наиболее проявляется при размещении в интерьере оборудования. Действительно, как можно создать единый ансамбль архитектурных форм, не согласовав стилевую характеристику оборудования - станков, топливных агрегатов в котельной и т.д., их фактуру, цвет? Сам факт существования дизайна в архитектурной среде говорит о необходимости их соотношения.

Малые формы в интерьереПример интерьера японского дома: лаконичность и минимум мебели

Внешнее оформление оборудования служит полноправным художественным средством и должно учитываться при организации интерьера. Поэтому, прежде чем приобретать то или иное изделие, следует продумать, какие формы, цвет, фактура, габариты будут наилучшими для данной среды.

Мебель

Без этого важнейшего компонента не обходится ни один интерьер, за исключением разве что коридоров. Там, где человеку нужно выполнять разнообразные действия, требующие продолжительного времени, мебель необходима. В формах и конструировании ее проявляется связь с размерами и пропорциями человеческого тела. Мебель в интерьере организует пространство, создавая максимум удобств для учебы, труда, отдыха.

Основные характеристики мебели сложились давно. Менялся ее стиль и декоративная отделка, но материалы и конструкции долгое время оставались неизменными. Только бурное развитие техники в начале 20-го века оказало заметное влияние на создание мебели.

В зависимости от условий эксплуатации различают мебель для оборудования жилых, административных, производственных зданий. Она предназначается для сидения, лежания, выделяется мебель-подставка (столы), мебель-хранилище и комбинированная (диван-кровать, секретер).

Различна и технология ее производства - мебель столярная, производимая путем механической обработки заготовок и соединений в узлы, гнутая, прессованная, плетеная.

Вопрос размерообразования изучает антропометрия - статическая отрасль науки о биологической природе человека (антропология) - на основе научно обоснованных обмеров его тела. В разных странах и даже отдельных районах люди различны по росту. Учитываются также биомеханические возможности человека, физиология и гигиена труда.

Значительную часть времени человек проводит сидя. Эта поза более устойчива, требует меньшего мышечного напряжения. Рассмотрим требования к соотношению элементов стула и стола. Дифференция - разница в высоте между краем стола и сиденья. Недостаточная или излишняя дифференция ведет к асимметричному положению тела, заставляет наклоняться, приводит к сутулости, близорукости. Поэтому она должна быть такой, чтобы человек свободно располагал на столе предплечья, не нагибая корпуса и не приподнимая плечевого пояса. Практически дифференция равна разности высоты сидений и локтя опущенной руки плюс 2-2,5 см.

Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья. Она равна толщине туловища сбоку плюс 3-5 см. При большой дистанции увеличивается расстояние глаз до рассматриваемого предмета, что приводит к наклону тела; небольшая дистанция стесняет движение.

Работа стоя требует в 1,6 раза больше мышечной энергии, чем работа сидя. Оптимальная высота рабочей поверхности соответствует расстоянию от уровня пола до локтя согнутой руки. Следует чередовать позу стоя и сидя, а для этого надо оборудовать рабочее место трансформирующимся и поворотными стульями. Эти простые правила не так трудно запомнить и следует использовать их в практической работе.

Ансамбль мебели в оформлении интерьераПримеры построения ансамбля мебели в модных ультрасовременных интерьерах

 

В художественном отношении необходимо добиваться ансамблевидности построения малых архитектурных форм, их рациональности. Так, на кухне, если предметы и оборудование расположены неправильно, хозяйка за день проходит несколько лишних километров. Если же и в эргономических параметрах есть отклонения от нормы, то усталость умножается неудобным пользованием предметами. Единство цветового и дизайнерского решения предметной среды определяет эстетические качества помещения с учетом его функционального предназначения.

Габариты емкостей для хранения вещей подчиняются размерам тех предметов, которыми мы ежедневно или с определенной периодичностью пользуемся. Наиболее доступная средняя зона отводится для находящихся в постоянном обращении книг, инструментов и т.п. Нижняя - для громоздких, тяжелых вещей, требующихся редко. Верхний ярус предназначен для предметов, но больших по размерам, извлекаемых к определенному сезону (лыжи, санки).

Определить, что и где хранить, нетрудно. Это становится ясно через небольшой промежуток времени после въезда в квартиру. Однако изобретательность, как и во всяком деле, здесь особенно ценна.

Вертикальные возможности встроенной мебели должны быть использованы максимально: это позволяет освободить пространство жилья. Многое можно сделать своими руками: сконструировать и разместить полки, приспособления для подвески некомпактных предметов, часть несложной мебели в прихожей для одежды, обуви, телефона. Важно научиться подбирать мебель в интерьере по цвету, создавать определенные композиции по линии стен и в объеме комнаты. Мебель должна вписываться органично, подчеркивать художественные достоинства пространства, но не загромождать интерьер.

Большое распространение получают новые виды мебели - трансформирующейся, складывающейся, надувной. Мобильность мебель помогает видоизменять интерьер. Это средство эмоционально-психологического разнообразия любит человек, поэтому разумная периодичность в перестановке мебели не противопоказана - о ней в общих чертах полезно думать уже при начальных планировочных прикидках.

Дань конструированию мебели отдали многие архитекторы. Так, Ле Корбюзье своими разработками произвел настоящую революцию в мебельном дизайне, открыл новаторские приемы технологического и чисто конструктивного совершенства для прозаических, казалось бы, предметов - стульев и кресел, остающихся до сих пор эталонами массового производства, изящества и простоты. Разработки Корбюзье послужили базой для организации специализированных фирм, пользующихся до сего времени мировой известностью.

Кубическое кресло Ле Корьбюзье"Комфортабельное кресло" (малая модель). 1928. Вариант со стальным шасси серо-голубого цвета и кожаными перьевыми подушками. Первый выпуск.

Определенную роль в организации "внешнего" интерьера играют визуальные коммуникации, способствующие организации потоков транспорта и людей, получению информации об окружающей среде. Здесь применяются свето-графические средства, указатели, условные знаки и обозначения. Внедрение электроники позволяет использовать приборы времени, показатели атмосферы, микроклимата, установки "бегущая строка", большеформатные телеэкраны.

Отличительной особенностью перечисленных средств является зависимость от конкретной ситуации, адресата и композиционной взаимосвязи, не менее важным является фактор эстетического воздействия цветов, света, вообще окружения на живые организмы.

 

 

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...